Отношения России и Греции напоминают «крылатые качели»: то они взмывают выше ели, то безвольно болтаются где-то около земли, когда в кресло премьера усаживается какой-нибудь слишком ориентированный на Запад политик. Последний взлет случился в 2015 году, когда на волне экономических и социальных потрясений к власти в Греции пришел демагог и евроскептик Алексис Ципрас, а Россия после украинских событий остро нуждалась хоть в чьей-то поддержке. Ципрас и Путин обменялись визитами. Однако дальше громких заявлений дело не пошло. Афины вопреки обещаниям даже не попытались добиться в ЕС смягчения антироссийских санкций. А Кремль спустил на тормозах переговоры о выделении Греции финансовой помощи по линии БРИКС. В 2018 году отношения внезапно обострились: греки выслали двух российских дипломатов, обвинив их во вмешательстве в свои внутренние дела. Наш МИД ответил тем же. И хотя позднее в обеих странах заявляли, что эта печальная страница перевернута, «крылатые качели» больше не взлетали, и в Москве о Греции вспоминали только по двум поводам — когда подсчитывали количество отдохнувших там туристов и запускали газопровод «Турецкий поток», одна из ниток которого используется для поставок жидкого топлива на Балканы. Эксперты описывают сложившуюся ситуацию как стагнацию без каких-либо надежд на качественный прорыв, но сами политики, как выяснилось в ходе переговоров во дворце «Максима», так не считают.
«Наша задача — налаживание в самом скором времени потока российских туристов в нашу страну. Мы сделаем все возможное, что касается вакцинации, чтобы россияне могли посещать Грецию безо всяких дополнительных ограничений», — заявил греческий премьер. Буквально на днях Афины уже увеличили квоту для российских граждан с 500 до 4 тыс. человек в неделю. А с 14 мая планируют полностью открыться для путешественников.
Однако что делать российским туристам в Греции, по правде говоря, не совсем понятно. В день приезда Мишустина коронавирус поставил очередной антирекорд — инфекцию обнаружили у 3,6 тыс. человек. Страна находится на пике третьей волны эпидемии, а местные эксперты предсказывают уже четвертую, которая начнется аккурат на старте летнего сезона. При этом с начала ноября (!) греки живут в условиях жесточайшего карантина — закрыты школы, большинство магазинов и объектов сферы услуг. Общепит работает только навынос. За выход на улицу без маски налагается штраф 300 евро. А чтобы сходить в обычный супермаркет, надо запрашивать разрешение посредством СМС. В памятке, которую раздали членам российской делегации, также содержались рекомендации не нарушать комендантский час, который продолжается с 9 вечера до 5 утра, не шляться по улицам больше, чем по трое, и не ездить в отдаленные районы Афин.
Михаил Мишустин, который на переговорах с Мицотакисом также появился в натянутой практически до глаз маске, сказал, что понимает намерения греческой стороны — ведь сфера туризма является определяющей для местной экономики. «Греческие власти постепенно открывают границы для путешественников. Но главное, чтобы это было безопасно для людей», — заявил Мишустин, отметив, что на переговорах обсуждалось, «какие пути можно для этого найти».