Независимые АЗС предупредили о резком росте цен на бензин

Во избежание топливного кризиса нужно снизить акцизы и отменить механизм демпфера

Независимый топливный союз допустил сценарий, при котором розничные цены на бензин вырастут до конца года на 14%. Чтобы избежать топливного кризиса, подобного тому, что случился в России в 2018 году, НТС призывает правительство предпринять «дополнительные меры» по стабилизации рынка. Речь идет о снижении акцизов на бензин и отмене механизма демпфера, считающегося «священной коровой» Минфина. По словам опрошенных «МК» экспертов, власти на это не пойдут, и все останется по-прежнему: частные АЗС будут бороться за выживание, взвинчивая цены.

Во избежание топливного кризиса нужно снизить акцизы и отменить механизм демпфера

Свои тезисы НТС излагает в письме на имя премьера Михаила Мишустина. В документе говорится, что в период с 1 декабря 2020 года по 17 марта 2021-го бензин АИ-92 и АИ-95 подорожал на 18,5%, достигнув соответственно 53,6 тысяч и 55,3 тысяч рублей за тонну. Между тем, в этот период биржевая стоимость топлива традиционно падала, в результате независимые АЗС, транспортные и сельхозкомпании могли закупать достаточные его объемы в преддверие весенне-летнего сезона. По оценке НТС, ситуация связана с ростом налоговой нагрузки на внутренний рынок, а точнее, - с плановым повышением с 1 января на 4% акцизов на бензин и дизельное топливо. Это стимулирует экспортные поставки, в ущерб внутрироссийским.

Также, в союзе считают необходимым упразднить демпфер. Этот инструмент был введен с 1 января 2019 года с целью компенсировать нефтяным компаниям потери в том случае, если поставки на внутренний рынок для них окажутся менее привлекательными, чем экспортные. Однако, отмечает вице-президент НТС Дмитрий Гусев, в реальности мера оказалась контрпродуктивной: нефтяникам пришлось продавать топливо себе в убыток, доплачивая государству за каждую произведенную тонну. По словам Гусева, в 2020-м, когда цены и в оптовом, и в розничном сегменте могли падать, они продолжали рост именно по причине высоких демпферных выплат в бюджет РФ.

В свою очередь, Минэнерго устами замминистра Павла Сорокина заявило, что вопрос отмены демпфера, призванного сглаживать колебания цен на топливо, даже не обсуждается. В противном случае, чиновник предупредил о «непоправимых последствиях для рынка». Косвенным образом на защиту демпфера встала и Счетная палата. В своем недавнем отчете ведомство напомнило о событиях весны 2018 года. Тогда бензин стремительно дорожал, что побудило правительство разработать особый инструмент, позволивший затем смягчить эффект воздействия мировых цен на нефть на стоимость топлива в России. Сегодня страна рискует оказаться в аналогичной кризисной ситуации, считают в СП.

«Правительство не пойдет на отмену демпфера, и Минэнерго право: это дестабилизирует рынок. Другое дело, что сам механизм действительно остается громоздким, требует постоянной ручной доводки и каких-то компромиссных договоренностей между Минфином и нефтяниками. Все это требует времени, которое в текущем году было бездарно упущено», - говорит ведущий эксперт Института современного развития Никита Масленников.

Проблема, на его взгляд, складывается из ряда факторов. В феврале Россия, по соглашению с ОПЕК+, могла увеличить нефтедобычу на 130 тысяч баррелей в сутки, но не сделала этого из-за неблагоприятных климатических условий. Соответственно, предложение на рынке сократилось, в отличие от спроса. Плюс, к этому моменту у нас уже разогнались биржевые цены, и в марте независимым АЗС пришлось, с учетом январской индексации акцизов на 4%, идти в русле общего тренда. У основной массы частных автозаправок очень низкая маржа, и чтобы удержаться на рынке, они вынуждены повышать цены. Между тем в апреле традиционно растет спрос на топливо, поскольку начинается посевная компания, оживляются транспортные перевозки.

Конечная цена бензина более чем на две трети складывается из налогов, акцизов и прочих обязательных платежей: НДПИ – 30% стоимости, акциз – 22%, НДС – 20%, поясняет руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. По его словам, необходимо снижать фискальную нагрузку на нефтяников, пересматривать механизм демпфера (он стимулирует рост цен на оптовом, а затем - и розничном рынке), а также фиксировать объем производства бензина и дизеля внутри страны – чтобы не создавать дефицит (сейчас НПЗ выгоднее продавать продукцию на экспорт). А пока этих изменений нет, нас ждет дальнейшее подорожание бензина: за последнюю неделю цена литра выросла 14 копеек, а неделей ранее – на 10.

В среднем по году стоимость бензина для потребителя растет на 8-10%, так будет и в 2021-м. С января литр АИ-95 подорожал на 3,5-4%, констатирует старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. Разумеется, правительство не согласится ни снизить ставки акцизов, ни отменить демпфер, поскольку и то, и другое - важный источник пополнения госказны.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28503 от 24 марта 2021

Заголовок в газете: Демпфер больше, чем бензин

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру