Сразу несколько представителей известных брендов одежды заявили, что столкнулись с ростом закупочных цен на хлопок. По данным Минпромторга, цена культуры выросла на 30-35%. Причина – рост цен на все биржевые виды сырья и инфляционные ожидания на мировых рынках, указали в ведомстве.
«С 2021 года выросли цены не только на хлопковые полотна, но и на трикотажные и другие материалы – на 20-30%. Кроме этого, на стоимость одежды и обуви влияет масса факторов, поскольку конечная цена изделия включает в себя не только стоимость материалов и комплектующих, но затраты на фонд оплаты труда, налоги, издержки, кредитную нагрузку, логистику», - поясняет руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
Вслед за одеждой, которая шьется из тканей, дорожает и недорогая обувь. «Нефть растет в цене, а значит, дорожают и нефтепродукты, из которых производится полиуретан – основной материал для изготовления экокожи, подошв для обуви, стелек, сумок из кожзама. Полиуретан подорожал на 20%», - добавляет Деев.
Другой существенной статьей расходов для поставщиков одежды и обуви стала логистика. С прошлого года растет стоимость фрахта – доставки товаров по морю. В период пандемии из-за снижения экономической активности большое количество грузовых кораблей из Китая уплыли с товаром и не вернулись, чтобы не плыть пустыми.
«Ставки фрахта из-за границы увеличились в 3-7 раз, что отразится на цене импортных изделий. Логистика из Азии увеличилась в цене в 6 раз. Кроме того, на цены влияет курс валют: летом в магазины поступит продукция, изготовленная на фабриках прошлой осенью, когда стоимость доллара и евро была выше сегодняшней», - отмечает наш собеседник.
- Хорошая новость для потребитель в том, что цены будут поднимать осторожно. «Люди не богатеют, а значит, сокращается спрос. На фоне сокращения спроса, особенно в среднем ценовом сегменте, дополнительный негативный фактор в виде роста цен сократит обороты и прибыль. Возможно, продавцы пересмотрят подходы к наценкам. Можно предположить, что сильнее всего подорожает продукция премиум-сегмента, который пострадал меньше остальных, а средний и масс-маркет – получит меньшую наценку, - дает прогноз Артем Деев. - Сетевым магазинам пережить падение спроса будет проще, так как они могут компенсировать низкие продажи в одних точках ростом в других магазинах. Не сетевым и магазинам малого формата, где небольшой трафик, будет сложнее: от увеличения затрат и сокращения спроса больше всего пострадает малый бизнес с большой долговой нагрузкой, не имеющий финансовой подушки».