С самого начала стоит внести ясность: концепции «устойчивого развития» начали формироваться еще в 1970-е годы. Поначалу казалось, что все это похоже на очередную говорильню за все хорошее, против всего плохого. Но теперь это совсем не говорильня.
«Устойчивое развитие» — это такое развитие, которое сохраняет все возможности дальнейшего экономического и социального прогресса для следующих поколений. Поэтому «зеленая» экономика — важная, если не центральная часть «устойчивого развития». И это не просто слова, активно разрабатываются международные критерии наличия «зеленой» ориентации тех или иных проектов, и именно соответствие этим критериям — пропуск для международных инвестиций. Характерный пример: в 2020 году, когда всем было не до инвестиционных программ, инвестиции в проекты, признанные «зелеными», все равно выросли. Другими словами, для инвестиционной привлекательности, и не в теории, а в самом прагматичном понимании, все важнее становится «зеленый пропуск». Так что Ермолай Солженицын имел все основания для того, чтобы объявить «зеленую» экономику инкубатором точек экономического роста.
На этом фоне решение правительства сократить российскую программу поддержки энергетики на основе возобновляемых источников энергии на 2025–2035 годы — явное отклонение от глобальных трендов. Почему принято такое решение?
Программа поддержки «зеленой» энергетики есть, она действует с 2014 до 2024 года. Соответствующие проекты отбираются на конкурсной основе, прошедшим конкурс и доказавшим свою «зелень» гарантируется окупаемость инвестиций в течение 15 лет с базовой доходностью 12% годовых. Но с 2025 года финансирование программы будет сокращено. При этом сокращение финансирования, по имеющимся данным, коснется в первую очередь ветряных и солнечных электростанций, поддержка мини-ГЭС остается на прежнем уровне.
Обоснований у сокращения инвестиций два. Первое — именно так удастся удержать цены на электроэнергию в пределах общей инфляции. Второе — это вариант, позволяющий модернизировать старые ТЭС и достроить АЭС. Оба обоснования оставляют вопросы. Какой будет инфляция в 2025 году и дальше, зависит от множества факторов, и какими должны быть затраты в энергетике, чтобы цена за электроэнергию не выбивалась из этого ряда, сегодня точно предсказать вряд ли возможно. Что же касается фактического приоритета модернизации старых ТЭС перед развитием новых источников возобновляемой энергии, то это очевидный «антизеленый» шаг.
В целом история с программой поддержки «зеленой» генерации весьма показательна. Пока в России точки роста если и ищут, то, увы, не в «зеленой» экономике, где шансы привлечь инвестиции, в том числе иностранные, гораздо выше.