В отличие от других зарубежных производителей гаджетов, у которых переход к обязательной предустановке российских программ особых затруднений не вызвал, представители Apple еще на стадии подготовки закона в 2019 году давали понять, что исполнение новой нормы для компании настолько неприемлемо, что может быть рассмотрен вопрос о ее уходе с российского рынка.
Что такое Apple для России? Компания, занимающая третье место по числу продаваемых смартфонов (около 15% рынка), но остающаяся лидером по величине выручки (45%). Что такое Россия для Apple? Около трех миллиардов долларов годовой выручки. Это порядка 1,5% всей глобальной выручки компании. Неторопливо взвесив все эти, а наверняка и другие обстоятельства, в компании все же решили не отказываться от российского рынка.
Являются ли шаги Apple навстречу Минцифры беспрецедентными или очень большими? А ответные шаги Минцифры? На эти темы мы поговорили с Саркисом Дарбиняном, адвокатом, партнером Центра цифровых прав.
Что касается прецедентов, эксперт отметил, что они весьма редки. В качестве примера он указал на ситуацию, когда Apple на японском рынке пошла навстречу государству в вопросе об установке на гаджеты не софта, а платежных чипов местного производства, сертифицированных местным регулятором. Американские, то есть производства Apple, не подходили. При этом Саркис Дарбинян подчеркнул, что «там на самом деле был более сложный вопрос, и тем не менее ради (рынка) Страны восходящего солнца Apple приняла решение модифицировать устройства», поэтому сказать, что определенных изменений не может быть для России, не выйдет.
Относительно того, кто пошел на большие уступки, эксперт сказал следующее: «Думаю, здесь больше уступок со стороны российского государства, потому что в целом при предустановке будет размещаться не само приложение, это, по сути, иконка, которая будет предлагать установить приложение. В этом плане соблюсти требования намного легче, на базе единого решения разработки дать пользователям при запуске увидеть этот экран, а дальше они могут его пропустить и не устанавливать те приложения, которые, они считают, им не нужны».
Наш вопрос о том, много ли конкурентных преимуществ принесет отечественным разработчикам согласие Apple предлагать российский софт для смартфонов, был воспринят Саркисом Дарбиняном с некоторой долей юмора. Вот что он ответил: «Кажется очень сомнительным, что пользователи, которые привыкли к Ватсапу или Телеграму, по каким-то причинам решат установить «аську». Может, это даст какой-то небольшой прирост, но ожидать массовой миграции пользователей с привычных им сервисов на те, которые им предлагают при предустановке, явно не приходится».
Впрочем, как напомнил эксперт, пока официальных комментариев от Apple нет, подробности реализации принятого решения неизвестны, и потому остаются вопросы. Например: «Ключевой вопрос в отношении пользователей, которые уже имеют Apple-ID. В случае включения нового устройства и входа под этим ID должны синхронизироваться все те приложения, которые были на предыдущем устройстве. И здесь, скорее всего, никаких изменений не будет. Думаю, что они затронут в основном пользователей, которые впервые запускают устройство и регистрируют Apple-ID. Им система будет предлагать из AppStore приложения, которые входят в список, установленный правительством».