События выстраиваются в определенную последовательность, или в ряд. И этот ряд, построившись, уже марширует. Налицо «левый марш». В том смысле, что движение явно происходит от рынка к Госкомцен России. Почему?
Никакой загадки нет. Цены оживились, инфляция поднимает голову. Вокруг экономический и социальный кризис: реальные доходы продолжают падать, теперь сокращается и ВВП. Реагировать необходимо.
С другой стороны, впереди выборы в Государственную Думу, а выборы — питательная среда для самых разных популистских проектов. Понятно, что рост цен на продовольствие, опережающий общий оживившийся рост цен, избирателей не радует. Самый простой и убедительный ответ — государство берется остановить рост цен, а заодно и укоротить загребущие руки тех, кто греет карман на социальном кризисе.
Но социальный и экономический кризис правит бал не в одной России. Как с ним борются за рубежом? В развитых странах пока реальной угрозы инфляции не подтверждают, а ответ на социальный кризис — раздача денег всем. Суммы в разных странах разные, но, по российским меркам, весьма убедительные. Перечень стран, где это происходит, приводить не стоит, таков, по сути, мейнстрим.
Россия, похоже, опять выбрала свой, особый путь. «Вертолетная раздача денег» в наших условиях — когда рынок инвестиций, финансовый в первую очередь, не абсорбирует свободные деньги в достаточной мере, потому что, во-первых, инвестиционный климат к этому не располагает, а во-вторых, свободных денег мало, все что есть направляется на рынок товаров и услуг, — точно подстегнет инфляцию. Получается, других способов, кроме административного давления, остановить рост цен не остается? Даже если с этим согласиться, нужна мера.
Мониторинг цен, в первую очередь, на социально чувствительные товары и услуги, — мера нормальная. Хотя можно не сомневаться, что здесь будет немало чиновничьей самодеятельности. Хотя бы потому, что правительство поручило мониторить цены каждому ведомству по своему профилю. Минсельхоз возьмется за продукты питания и табачные изделия (всего 12 позиций). У Минпромторга — потребительские товары, включая бытовую технику, мебель, компьютеры и телефоны (13 позиций); у Минздрава — медицинские изделия и лекарственные препараты для медицинского применения, медицинские и санаторно-оздоровительные услуги; Минэнерго будет отвечать за бензин и дизель; Минцифры — за услуги связи; Минстрой — за жилищно-коммунальные услуги; Минтранс — за пассажирские перевозки воздушным, железнодорожным, автомобильным (кроме такси) транспортом, а также городским наземным электротранспортом; Минпросвещения будет ответственным за услуги дошкольного воспитания, а также общего и среднего профессионального образования; Минобрнауки — за услуги высшего образования; Минкультуры — за ситуацию в подведомственных учреждениях. В ведении Ростуризма будут цены на проживание в гостиницах на внутреннем рынке; у Росалкогольрегулирования — алкогольная продукция. Всем сестрам по серьгам. Любопытно, что Федеральная антимонопольная служба осталась, по существу, в свободном полете.
Проблема в том, что методика проведения «красных линий», за которыми рост цен нуждается в принудительном охлаждении, пока оставляет много белых пятен, которые чиновники будут заполнять в меру своего понимания обстановки и административного рвения.
Что же собой будут представлять сами пожарные регулирующие меры, известно давно. Это добровольно-принудительные соглашения о временной заморозке цен. Что регулярно случается применительно к бензину и другим видам топлива или как это происходит прямо сейчас, если верить сообщениям СМИ, применительно к мясу птицы в рознице. Эффективность подобных административных ограничений относительна. Во-первых, производители или торговцы пытаются отыграться на других товарах или услугах, не попавших в холодильник. Во-вторых, есть угроза дефицита товаров и услуг с регулируемыми ценами. В-третьих, после заморозки цены почти всегда резко идут в рост, наверстывая упущенное.
Если мониторинг цен это нормально, а их заморозка требует весьма осторожного подхода, то идея ввести уголовную ответственность «за распространение ложной информации, ведущей к панике среди покупателей продуктов питания» чревата самыми неожиданными последствиями. Если с тем, что такое «заведомо ложная информация», можно не без труда, но разобраться, то определение «панического спроса» в любом случае оставит место для толкований. Так что эта статья, если она вступит в силу, может стать не столько инструментом борьбы за чистоту рынка, сколько, при соответствующем административном ресурсе, орудием подавления конкурента. Тем более что предлагаемые поправки в УК РФ предусматривают штраф для физлиц от 200 до 500 тысяч рублей или лишение свободы до трех лет, а для юридических лиц — от 500 до 800 тыс. рублей.
Рынок оказывается под давлением. Так, впрочем, всегда бывает в условиях кризиса. Поэтому главных вопросов, остающихся без ответа, два: надолго ли кризис и сумеет ли новая система госконтроля за ценами кризис пережить.