Первая ласточка в этом году уже прилетела в Новосибирскую область. Там кадастровая переоценка сельхозземель состоялась в 2020 году. С нынешнего года стоимость некоторых участков, а соответственно и земельных налогов с них, увеличилась… в 25-30 раз!
В 2022 году во всех субъектах России будет проводиться государственная кадастровая оценка земельных участков всех категорий: сельских, муниципальных, дачных и земель поселений. Это не мешало бы знать каждому, кто владеет хоть малюсеньким клочком.
Поскольку в Новосибирской области такое мероприятие уже состоялось, мы решили выяснить подробности.
– Об этом мы узнали только в начале нынешнего года, когда случайно зашли на сайт Росреестра и ахнули, – рассказывает главный редактор сельскохозяйственного журнала «Председатель» (Новосибирск) Павел Березин. – Где-то кадастровая стоимость земельных участков даже уменьшилась. Но в основном – с нынешнего года увеличилась в 5-6 раз. Хотя есть и другие примеры. Небольшой фермерский надел, расположенный в 450 километрах от областного центра, вдруг подорожал с 800 тысяч рублей до 60 миллионов. Соответственно, фермер должен платить за него налог не 6 тысяч рублей, как раньше, а 200 тысяч.
Вообще-то говоря, кадастровая оценка земли проходит раз в четыре года. И в разных регионах России ее проводят по истечении этого срока.
На будущий год ее решили дружно провести по всей стране одновременно. В качестве пилотного проекта выбрали Новосибирскую область – и только по одной категории: земель сельхозназначения. Как вы поняли, мероприятие проходило втихую, без излишней помпы, никто из землепользователей о нем не знал.
Понятно, что на днях местные аграрии встречались с представителями кадастровой палаты. Удивлялись: как это все случилось, что никаких оценщиков они и близко не видели, а земельный налог некоторым предстоит теперь платить в десятки раз больше?
Представители кадастровой палаты со своей стороны тоже удивлялись: в районные муниципалитеты и сельсоветы они рассылали уведомления о том, чтобы власти оповестили всех землепользователей о кадастровой переоценке. И чтобы землепользователи сами проявляли инициативу: выходили на контакт, присылали достоверные сведения о своих наделах.
Как на самом деле проходила оценка? Как обычно всегда происходит. Штат сотрудников в кадастровой палате небольшой, а область – ого-го. Никаких реальных оценщиков, с рулеткой в руке и прочими инструментами, как правило, не было. Специалисты пользовались старыми кадастровыми картами и какими-то справками из местных органов власти. При этом нужно сказать, что даже сельсовет, самая близкая власть к людям на земле, мало что знает о состоянии участков, о транспортной доступности и других показателях, на основании которых оценивается территория. Вот и получалось, что, допустим, 300-гектарное поле, которое официально числится как плодородное, уже давно покрылось оврагами и свалками. А по старым-то картам оно дает немалую прибыль – значит, и в бюджет должно платить больше!
Как предполагают сами землевладельцы, в наш век цифровых технологий местные органы власти сознательно оставили их без информации о проводящейся инвентаризации. Поскольку они заинтересованы в увеличении земельного налога, который остается в местном бюджете.
Какой выход из этой ситуации? Вряд ли фермеры станут уплачивать в разы увеличившиеся налоги. Закон предусматривает такой вариант: хочешь оспорить результаты кадастра – пожалуйста. За свои кровные денежки нанимай независимого эксперта и оспаривай до посинения.
А какой вывод? Новосибирские коллеги призывают всех землепользователей страны к бдительности. Поскольку намеченная на 2022 г. переоценка, скорее всего, будет происходить так же, как на Новосибирщине: тихо, без объявлений, по старым кадастровым картам «времен Очакова и покоренья Крыма».
И этот призыв – вовсе не излишний. Как мы уже сказали, в будущем году переоценке будут подлежать все земли: муниципалитетов, дачных хозяйств – всего-всего.
А это мы уже проходили в 2015-16 годах, когда многим дачникам в разных регионах страны стали приходить «письма счастья» из налоговой об уплате земельного налога на фантастические суммы. Допустим, вместо 3-5 тысяч рублей в год – в 100 и даже в 200 тысяч. Нервов они потрепали немало. Нужно было нанимать независимых экспертов, которые бы устанавливали реальную кадастровую стоимость земельного надела. Потом с этой справкой следовало обращаться в согласительную комиссию, идти в совет депутатов…
– Такую ситуацию исключать нельзя, – говорит кандидат экономических наук, ведущий программы «Сельский час» Игорь Абакумов. – Вряд ли государственные оценщики пойдут по участкам. Установят «потолочные показатели» по земельному налогу – ни на чем не основанные и не аргументированные. Лучше всего уже с нынешнего года не только дачникам, а и всем землепользователям периодически заходить на Публичную кадастровую карту на сайте Росреестра и держать вопрос под контролем. Чтобы вовремя начать оспаривать непонятные, «от фонаря», цифры...