Что же понимать под теми 2 оставшимися процентами, о которых говорит компания Uniper? Речь, судя по всему, идет о той малой части дистанции газопоровода, по которой трубы еще не проложены. Напомним: возобновив укладку в декабре 2020 года, трубоукладочная баржа «Фортуна» к началу февраля 2021-го сократила расстояние до выхода трубы в пункт назначения, немецкий порт Грайфсвальд, до 148 км: примерно 28 км оставалось уложить в водах Германии и еще 120 км — в акватории Дании. Сначала работа шла довольно медленными темпами: до конца прошлого года баржа смогла проложить всего 2,6 км трубы. Однако благоприятная погода, пришедшая на Балтику ближе к весне, позволила ускорить темпы укладки газопровода. Как свидетельствуют данные глобальных систем позиционирования судов, в первую декаду марта «Фортуне» оставалось проложить менее 40 км в датской экономической зоне и немногим более 10 км — в немецкой. Затем погодные условия ухудшились и в работе был объявлен перерыв на несколько дней, но к середине месяца строительство возобновилось.
Если до сезонных северных штормов «Фортуна» прокладывала около 300 метров трубопровода в сутки, то сейчас, на фоне весенней погоды, баржа способна выйти на ежедневную крейсерскую скорость в 1 тыс метров. Правда, рассчитывать на стабильное прохождение оставшегося участка не стоит. По оценке эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, не связанные с санкциями осложнения могут возникнуть вследствие изменения погодных условий. Даже после подключения к проекту трубоукладчика «Академика Черского» (сейчас он проходит технологически испытания в районе Калининграда) и синхронизации действий обоих судов, ежесуточный норматив укладки трубы окажется в районе 650 метров - если только сохранится плюсовая температура, волнение моря не превысит 2 баллов, а ветра — 5 метров в секунду.
В настоящее время, погодный фактор – исключительно важный с точки зрения достройки СП-2. С 11 марта Шведский институт гидрологии и метеорологии объявил о штормовом предупреждении в южной Балтике — порывы ветра достигают 20 метров в секунду. Неустойчивая погода, по прогнозам Стокгольма, продлится до 15 марта. Ее последствия уже налицо: точку строительства покинул «Балтийский исследователь», осуществляющий мониторинг укладки трубы — судно предпочло вернуться в немецкий Росток.
В связи с этим, работа двух основных трубоукладчиков будет постоянно координироваться. Как полагает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, сначала «Фортуна» завершит мелководный участок на первой нитке, а потом перейдет на вторую нитку газопровода. Достройкой маршрута на глубоководных отрезках займется «Академик Черский», который к середине весны наверняка закончит подготовительные работы. Поставками оборудования и комплектующих трубоукладчикам занимаются суда снабжения «Эрри», «Вени» и «Артемис оффшор» Морспасслужбы, которые переправляют необходимые грузы из Ростока. В обновленном плане работ оператора проекта Nord Stream 2, с которым ознакомилось Датское энергетическое агентство, прогнозируется завершение «Фортуной» датского участка к концу мая, а немецкого — к концу июня.
Между тем, все упомянутые перипетии касаются ветки «В» газопровода. На ветку «А», о завершении строительства которой официальные источники упоминают реже, в начале марта приходился самый протяженный недостроенный участок СП-2: почти 70 км в датских и более 15 км — в немецких водах. В морских ведомствах Копенгагена сейчас уточняется перенос окончания строительства параллельного отрезка, сроки которого также будут координироваться: основные работы сдвигаются до конца сентября.
Тем не менее, поводы для оптимизма существуют. После модернизации «Академик Черский» может прокладывать до 2 км в сутки. При благоприятной погоде строители морской ветки СП-2 могут закончить прокладку трубы на месяц раньше.
Впрочем, эксперты предупреждают, что дальнейшая судьба СП-2 будет определяться, в первую очередь, не метеорологическими сводками, а геополитическими факторами. Судя по заявлениям Госдепа США, Вашингтон собирается ввести санкции против всех судов, задействованных в проекте, и запретить участвовать в строительстве трубы компаниям, которые занимаются дооснащением, страхованием, инспекцией, тестированием и сертификацией судов и газопроводов. «Застраховалась ли Москва от новых рисков — пока неизвестно, — отмечает Юшков. — Вашингтон может предъявлять самые абсурдные претензии, и потребовать отключения газопровода, если «Газпром» остановит транзит своего топлива по украинской территории. На Западе немногие представляют, что в соответствие с заключенным соглашением, Россия не может прекратить поставку «голубого топлива» в Европу через Украину еще 4 года. Но в качестве обвинения России в незаконной энергетической экспансии Старого Света, украинская карта вполне может быть разыграна недоброжелателями Кремля».