Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ: «Пока можно только предполагать, какие конкретно новые санкции будут предъявлены участникам проекта. Например, в требовании расширить список ограничений против «Северного потока-2», направленном недавно американскими сенаторами президенту Джо Байдену, отмечено, что из всей флотилии «Газпрома» санкции коснулись только баржи «Фортуна» и ее неизвестного владельца. Однако доступная каждому информация глобальных систем позиционирования судов дает представление, какие из кораблей задействованы в проекте. Сенаторы настаивают на том, чтобы преследование распространилось на каждое судно, так или иначе участвующее в строительство газового маршрута.
Скорее всего, Вашингтон пойдет по этому пути: санкциями американцы будут в первую очередь обкладывать «пойманных за руку» участников проекта. Сначала ограничения введут против трубоукладчика «Академик Черский», который, судя по всему, уже совсем скоро присоединится к работам на маршруте, затем – в отношении судов снабжения и другого вспомогательного морского транспорта.
Что касается степени воздействия этих санкций, то собака лает – караван идет. Ограничения против «Фортуны» давно введены, что не мешает барже продолжать тянуть трубу в сторону Германии. Остальные отечественные суда также давно сменили собственников, максимально обезопасив себя от преследования США. После достройки газопровода эти компания можно будет объявить банкротами, что решит проблему.
Санкционная война американцев с проектом перенесется из «строительной» в «эксплуатационную» сферу: наверняка ужесточится давление на компании, деятельность которых связана с введением в эксплуатацию и непосредственной работой газопровода. Теперь интрига заключается в том, насколько Россия готова к атаке на участников проекта на суше. Усиление санкций против фирм, работа которых касается подключения и эксплуатации газопровода, также способно задержать ввод проекта в эксплуатацию. В том числе под ударом могут оказаться компании, предоставляющие услуги по страхованию и сертификации трубы.
Между тем, несмотря на то, что угроза новых санкций вынудила несколько европейских страховых фирм покинуть проект, работы по строительству оставшейся ветки не прекратились. И это показательно: без страхового полиса укладка газопровода невозможна, значит, ведущие сейчас работу суда обеспечены соответствующими сертификатами – их, скорее всего, застраховали российские компании на условиях государственного финансирования».
Борис Межуев, политолог, эксперт по международным вопросам: «Американские санкционные атаки на СП-2 несомненно продолжатся и даже, скорее всего, будут усилены. В марте ряд республиканцев Палаты представителей США пожаловались госсекретарю Энтони Блинкену на то, что американские санкции против газопровода выглядят неубедительными и не подкреплены реальными действиями. Конгрессмены назвали более десятка судов и компаний, участвующих в проекте, которых не затронули ограничения. Как это все оценить? Как лоббирование американских финансово-энергетических интересов в Европе.
С одной стороны, президент Джо Байден представляет Демократическую, а не Республиканскую партию, которая в значительной степени финансируется нефтяным лобби и кровно заинтересована в продвижении американского СПГ на европейский рынок. С другой – республиканцы наверняка придадут новый импульс борьбе Вашингтона с развитием энергетического экспорта в Старый Свет из России. И хотя Байден заинтересован в налаживании отношений с континентальной Европой, и конкретно с Германией, кровно заинтересованной в проекте СП-2, ему придется маневрировать. Ведь есть еще Украина, призывающая Вашингтон наказать Россию за «Северный поток-2» в обход Незалежной. Скорее всего, Байдену придется компенсировать отказ от ужесточения прессинга газопровода иными мерами: введениям санкций против отдельных россиян, а также угрозами в отношении суверенного долга России, что способно затронуть уже не только участников проекта, но и другие секторы экономики нашей страны».