В частности, отмечается, что особых успехов добились отечественные растениеводы. Так, по масличным культурам рост к уровню 2019 года составил 70%, по сахару и кондитерским изделиям – 41,7 %.
Узнаете знаковые позиции, с которых в России в декабре минувшего года началась борьба с ценами?
Я, а вместе со мной – и еще миллионы россиян, вот что думаем: вот если бы эти +70 % подсолнечника и +40 % сахара в прошлом году не уехали за рубеж, а остались на внутреннем рынке, в наших сусеках и амбарах, то и не было бы у нас сегодняшней ценовой свистопляски.
Не было бы исторического совещания у президента. Не было бы и нынешнего подорожания на остальные продукты. Ведь, как и предвещали многие эксперты, фиксированные цены на одни продукты, тут же спровоцируют рост на другие – чтобы возместить понесенный ущерб.
На масличные и сахар их заморозили; сахар, кажется, даже чуток подешевел. Зато все остальное поперло в гору.
«Доколе?» – спрашиваем мы. Таких темпов, кажется, в России не было уже давненько. Хотя вопрос с едой на контроле у «самого», т.е. у Владимира Путина.
– Разве я (мы, миллионы россиян) не правы? – спрашиваю у кандидата экономических наук, ведущего программы «Сельский час» Игоря Абакумова. – Не было бы успехов в экспорте – не случилось бы и нынешней ценовой катавасии…
– Не правы, – отвечает он. – Это обывательская точка зрения – и, к сожалению, она сегодня завладела умами в правительстве.
– Но зачем нам этот экспорт, если он раскручивает продовольственную инфляцию внутри страны?
– Если мы перестанем заниматься экспортом сельхозпродукции, сконцентрируемся на своем внутреннем мирке, производитель вообще потеряет прибыль и в скором времени даже не сможет обеспечить внутренние потребности. Семена сахарной свеклы, инкубационное яйцо и многие другие продукты имеют 100%-ную импортную основу. Из каких средств закупать компоненты при падающем курсе рубля?
Тогда дефицит продовольствия нам обеспечен, и цены поползут так, как было в начале перестройки, в период гиперинфляции. Без экспорта АПК не выживет.
Чтобы не допустить дефицита сырья и роста цен, вопрос нужно смотреть в комплексе.
– Но что должно сделать правительство, чтобы при наращивании экспорта в стране не начинали бурно расти цены? Если такая ситуация повторится в нынешнем году – совещание у президента, ручное управление, и далее все по цепочке, – не выдержит ни покупатель, ни производители с ритейлом...
– Наверное, бороться нужно не с ценами, а с бедностью населения, падающими доходами. Правительство должно позаботиться в первую очередь о малоимущих и пенсионерах. Чтобы они питались нормальной здоровой пищей, а не тем дешевым фальсификатом, который постепенно заполняет наши торговые прилавки. Недавно видел упаковку колбасы, граммов на 400–500, стоимостью в 27 рублей... Мяса там и близко нет!
– Помню, в советские времена была ливерная колбаса – кажется, по 80 или 90 копеек за килограмм. Сейчас ее нет, а жаль: вкусная была, хоть и дешевая…
– Ее нет, потому что она была полностью натуральной. Яичный порошок и мясные субпродукты. А в той, которая мне попалась на глаза, ничего, кроме усилителей вкуса, нет.
Покупательская способность населения должна обеспечиваться из бюджета. Здесь мы опять говорим о введении продовольственных сертификатов для малообеспеченных слоев населения. Эта мера не нарушит рыночный механизм: продовольственные карты существуют во многих развитых странах мира, в том числе США.
Мы переживаем жесткий кризис, он конкретно отражается на десятках миллионов людей. И власть должна о них позаботиться, а не мудрить с чиновничьим произволом в сдерживании цен. По данным агентства «Агробизнес-центр», из 120 исследованных товаров 117 выросли в цене...