Изначально встреча представителей ОПЕК+ должна была дать ответы лишь на технические вопросы: Саудовская Аравия рассчитывала отчитаться о сокращении поставок сырья на мировой рынок на 1 млн баррелей в сутки, а остальные участники альянса хотели подтвердить намерения об увеличении производства. Рассматривались два варианта: сохранение добычи на нынешнем уровне или увеличение производства на 500 тыс. баррелей в день. «За первый сценарий выступала Россия, так как рост экспорта нефти и, как следствие, доходы от углеводородного бизнеса компенсируют потери бюджета от снижения котировок. За второй путь выступала Саудовская Аравия, где высокая стоимость «черного золота» нивелировала потери от падения объемов поставок за рубеж», – отмечает начальник управления информационно-аналитического контента «БКС Мир инвестиций» Василий Карпунин.
Хотя окончательное решение нефтяной организации на момент подписания номера пока официально не озвучено, предварительные итоги саммита уже вовсю анализируют эксперты. Как говорит глава отдела сырьевых ресурсов Bank of America Франсиско Бланш, сейчас цены находятся на уровне, который располагает к наращиванию добычи в странах вне ОПЕК+, а значит, в перспективе – к снижению доли и значимости картеля. «В такой ситуации ряд участников ОПЕК+ может склониться к увеличению производства: запасы нефти в Соединенных Штатах (не входят в альянс) снизились до минимального значения с марта 2020 года. Если представители ОПЕК+ утвердят повышение добычи на 500 тыс баррелей, то реакция рынка может быть нейтральной: котировки останутся на достигнутых позиций и не сползут ниже $60 за баррель», – полагает аналитик.
Вместе с тем, как говорит главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман, интрига заседания ОПЕК+ состоит в выборе меньшего «из двух зол». Наиболее вероятный вариант состоит в увеличении квот на 500 тыс баррелей в сутки для стран альянса и постепенном отказе Саудовской Аравии от одностороннего снижения добычи на 1 млн «бочек». «Таким образом, речь идет об увеличении предложения на 1,5 млн баррелей. Если ОПЕК+ не смягчит ограничение физических поставок нефти, то доходы остальных экспортеров резко вырастут. Долю рынка с удовольствием восполнят страны, не связанные обязательствами соглашения: США, Канада и Мексика. Впрочем, согласно расчетам независимых экспертов, дефицит на рынке сохранится даже в случае повышения нефтедобычи странами ОПЕК+: в апреле недостаток энергоресурсов достигнет 700 тыс «бочек», а к июню превысит 2 млн баррелей». Тем не менее, как полагают аналитики, Россия вряд ли окажется в числе выгодополучаталей от решения ОПЕК+. «Для российского бюджета увеличение экспорта и одновременное уменьшение цены барреля – балансирующие друг друга факторы. Хотя, конечно, многое зависит от того, насколько реально изменятся цены и объемы добычи. Но резких подвижек в доходах казны вряд ли можно ожидать», – полагает Карпунин.
Кстати, на саммите вице-премьер Александр Новак, традиционно возглавляющий российскую делегацию, высказался следующим образом: «Неопределенность на мировом рынке сохраняется, но ситуация гораздо лучше, чем год назад». Как считает Василий Карпунин, для поддержания котировок России необходимо договариваться не только с поставщиками, но и с потребителями топлива, так как сохранение рынка сбыта остается для стран-участников ОПЕК+ ключевым вопросом в условиях, когда мир еще не отошел от коронавируса, а спрос на сырье – от ударов прошлогодних локдаунов.