Артем Деев, руководитель аналитического департамента Amarkets: «Бюджетный цикл – это время, которое законодатели занимаются подготовкой бюджета на следующий период. То есть если сейчас все предложения по индексации пенсий работающим пенсионерам уже подготовлены, обсуждаться они могут до конца весенней сессии, а приняты – к началу следующего года.
Судя по заявлениям парламентариев, рассматривается возврат к индексации с января 2022 года. Это и есть «новый бюджетный цикл». Он рассчитывается на три года, текущий цикл заканчивается в 2021-м. Поэтому учесть дополнительные выплаты нужно при подготовке документа на 2022–2024 год.
Предварительно известно, что индексация работающим пенсионерам может составить около 4-6% (в рамках инфляции), и на это потребуется 400–500 млрд рублей в год дополнительно.
Сейчас Госдума будет изыскивать эти средства, поскольку ПФР давно работает с дефицитом (около 40%), который покрывается из бюджета. Учитывая, что 2020 год был также дефицитным по доходам, в 2021 году дефицит сохранится, государство может пересмотреть предложенные параметры по индексации (на сколько хватит денег). При этом задним числом индексировать пенсии, которые не повышались уже пять лет (с 2016 года), работающим вряд ли будут».
Александр Сафонов, профессор Финансового университета при правительстве РФ: «Потенциальных денежных источников для индексации пенсий работающим – раз, два и обчелся. Правительство должно определить стратегию: либо индексация будет происходить за счет каких-то дополнительных доходов, поступающих в федеральный бюджет, либо внутри самой госказны придется перераспределять расходы, перетасовывать статьи. Но второй вариант могут счесть неэффективным с точки зрения решения каких-то социальных задач.
Есть еще Фонд национального благосостояния, но он слывет неприкосновенным с давних времен. В целом же ситуацию будут определять два фактора. Это, во-первых, темпы экономического развития: чтобы безболезненно проводить индексацию, годовой прирост ВВП должен составлять 3-4%. Во-вторых, политическая воля и последовательная позиция президента Путина. Пенсионная тема всегда была крайне чувствительной. Сейчас, когда до выборов в Госдуму остаются считанные месяцы, представители власти посылают обществу некий сигнал: мол, мы видим проблему, осознаем ее остроту, но окончательное решение зависит не от законодательной инициативы, а от экономических возможностей государства».
Марк Гойхман, главный аналитик TeleTrade: «Индексация выплат работающим пенсионерам – нужная и справедливая мера. Необходимая сумма, по данным Совета Федерации, составляет от 0,4 до 1 трлн руб., в зависимости от состава получателей – все работающие пенсионеры или определенные категории. Вопрос об этом пока, судя по всему, еще далеко не решен. Причем вряд ли будут предусмотрены компенсации за прошлые годы.
Доплаты, если будет принято решение в принципе, пойдут с 2022 года из расчета инфляции за 2021 год. Источником их называется госбюджет, а не ПФР, из которого непосредственно проводятся выплаты. Пенсионный фонд крайне дефицитен, и у него практически нет собственных возможностей преодоления дефицита. Нехватка средств традиционно покрывается средствами из госбюджета.
Так, в 2021 году, по принятому закону, 3,35 трлн руб. должно поступить в ПФР из бюджетов всех уровней. Это примерно 36,8% его доходов. Есть и законодательные ориентировки по доходам Пенсионного фонда на 2022 год. Трансферты уже предусмотрены в сумме 3,9 трлн руб., или 38,6%. В случае утверждения индексаций они должны увеличиться на соответствующие суммы. Прибавка в 0,4-1 трлн руб. стала бы весьма существенной для данной статьи.
Но у госбюджета, в отличие от ПФР, есть более широкие возможности изыскания средств – от перераспределения статей расходов до привлечения займов и даже средств прямой эмиссии от ЦБ РФ».