Напомним читателям, что продовольственные карты (или сертификаты, как их определяет президент) для россиян, живущих ниже уровня бедности, далеко не единственная мера поддержки.
Отечественными политиками и экономистами предлагаются и другие варианты. А именно: раздать социально незащищенным слоям так называемые вертолетные, то есть живые деньги. Чтобы они ими распоряжались по своему усмотрению. Мол, в 21-м веке возвращаться к советским продовольственным карточкам совсем уж нехорошо.
Одно время обсуждался даже совсем умопомрачительный сюжет: раскупорить наш ФНБ – Фонд национального благосостояния. И раздать всем согражданам от мала до велика по 50 тысяч рублей. Дескать, хоть пожили бы какое-то время на широкую ногу, ни в чем себе не отказывая.
Еще на повестке дня некий китайский вариант – цифровые деньги с балльной системой. Но для российских пользователей и чиновников это уж больно мудреная система, - как китайская грамота.
Проще всего идти по наторенной дорожке, протоптанной еще в советские времена. Когда людям раздавали карточки на еду (как бы ни протестовали либеральные экономисты), и те на них покупали продукты из потребительской корзины. Здесь не забалуешь – только товары первой необходимости и только отечественного производства.
Свои мысли по поводу введения продовольственных сертификатов мы попросили высказать доктора экономических наук, профессора Никиту Масленникова.
- Тема эта резонансная, на слуху, плюс к ней нужно добавить стартовавшую де-факто кампанию по выборам в Государственную думу, - сказал Никита Иванович. - Все вместе взятое говорит о том, что вопрос нужно решать, проигнорировать его не удастся.
Тем более, что сегодня проблема приобретает особую актуальность как некая альтернатива административному регулированию цен на продукты. Которая, как известно, дает весьма ограниченный эффект.
Что можно предложить вместо нее, чтобы поддержать платежеспособность населения? Вот, продовольственные сертификаты или карты.
Это мера адресная, точечная и сугубо индивидуальная. Обсуждается в обществе с разной активностью еще с середины «нулевых годов». Однако на сей раз она может быть решена.
В программе восстановления отечественной экономики после пандемии записано, что до конца нынешнего года в стране должен быть создан Институт социального казначейства. Эта технологическая платформа будет интегрировать все социальные структуры в стране. Каждое домохозяйство, каждого гражданина. Который на текущий момент должен получать наиболее эффективную поддержку от государства в плане социальной помощи.
Такая платформа открывает новые возможности и это реальная отдача программы цифровизации страны. Она поможет понять: кому действительно это крайне необходимо? Как говорит наш президент – установить адреса, пароли, явки.
- Извините, но, кажется, это всем понятно – кому? У нас в стране 19,6 млн. человек, которые за чертой бедности, чей доход ниже прожиточного минимума. Вот, всем им, каждому…
- Уверен – чиновники будут очень тщательно смотреть, как оценивать малоимущих, по каким критериям. По прожиточному минимуму? Но в разных регионах он разный – причем для детей, взрослых и стариков.
Необходимо точно знать количество получателей такой помощи и их распределение по регионам. Ведь речь идет о конкретных деньгах, суммах…
- Кстати, о суммах. Какие, на ваш взгляд, могут быть переводы на продовольственные карты?
- Трудно сказать, это требует конкретных расчетов. Скорее всего, размер доплат на продовольственные сертификаты будет таким, чтобы вытянуть доходы на прожиточный минимум или чуть выше него. Моментального ответа на такие вопросы никто дать не может. Президент поручил правительству подготовить предложения да 31 марта.
- Скорее всего, нуждающиеся россияне в нынешнем году карт-сертификатов не дождутся?
.- Почему их введение всегда зависало, хотя на них настаивали многие политические силы в последние годы? По сути, такая материальная поддержка – это дисконт. Из какого бюджета, источника его должны компенсировать и конкретно кому? Ретейлерам, производителям? Бизнесу нужно знать, кто ему компенсирует убытки. С этим тоже необходимо разбираться, прежде чем определить цену вопроса введения такой меры социальной помощи.
Но в нынешних условиях она вполне реальна, есть алгоритм решения этой задачи и она логично вписывается в стратегию национальных целей по борьбе с бедностью..