У этого законопроекта, под которым стоят подписи спикеров обеих палат парламента, Вячеслава Володина и Валентины Матвиенко, а также солидной группы единороссов — депутатов и сенаторов, длинная история.
Год назад официально зарегистрированных безработных в России было меньше 700 тысяч. Но в 2020 году в связи с эпидемией и экономическим кризисом их численность в России выросла в разы (сейчас на учете в службах занятости, по данным Минтруда, около 2,5 млн человек), а временные меры поддержки потерявших работу закончили свое действие осенью прошлого года. Максимальное пособие по безработице, установленное правительством на 2021 год, составляет 12 130 рублей, что ниже МРОТ, а минимальное вернулось к вызывающей оторопь сумме в 1500 рублей в месяц.
Так или иначе, безработица стала и остается серьезной проблемой. Еще в ноябре прошлого года фракция «Единая Россия» в Госдуме объявила о намерении реформировать законодательство о занятости, которое устарело и не отвечает новым реалиям: действующий закон был принят еще в 1991 году. Специальная рабочая группа из депутатов и сенаторов, с участием представителей правительства, работодателей и профсоюзов несколько месяцев готовила документ, который наконец попал в парламент. Его изучение показывает, что от первоначальных планов авторов осталось не очень много.
Во-первых, предлагается узаконить на всей территории страны электронное (наряду с личным) общение граждан и служб занятости через уже известный многим портал «Работа в России». Перечень документов, которые необходимо подать, существенно сократится: предусмотрено получение службой занятости части необходимых сведений и справок непосредственно от ФНС и Пенсионного фонда. Количество вакансий, которые можно будет найти на этом портале, должно вырасти — потому что в законе хотят прописать обязанность крупных работодателей с численностью работников более 25 тысяч человек и все органы власти обязательно сообщать о вакантных должностях и рабочих местах. Сейчас такое требование предъявляется ко всем работодателям без исключения, но они в большинстве своем его не выполняют. Поможет ли новая формулировка — сказать трудно.
Предлагать два раза одну и ту же вакансию и одни и те же курсы переквалификации безработному будет нельзя.
Во-вторых, взят курс на централизацию служб занятости. Все региональные службы должны будут подключиться к единому электронному порталу и руководствоваться едиными, заданными из центра стандартами общения с безработными.
Зато в тексте законопроекта нет действительно важной нормы, о которой единороссы говорили осенью: тогда планировалось дать россиянам право вставать на учет в службе занятости не по месту регистрации, как сейчас, а по месту фактического проживания. Россиян, которые прописаны в одном регионе, но годами живут и работают в другом, миллионы. Но от благих намерений осталось лишь разрешение пенсионерам любых категорий проходить по направлению службы занятости переобучение по месту фактического проживания (примерно то же самое недавно уже прописали в законе для женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет). Один из авторов законопроекта, первый замглавы думской фракции «ЕР» Андрей Исаев рассказал «МК», что против экстерриториального принципа постановки на учет в службах занятости выступили «обе столицы», где работает много «прописанных» в других местах, потому что иначе там потребовалось бы существенное переформатирование служб занятости и деньги.
Еще одна не сбывшаяся по причине необходимости дополнительных расходов мечта авторов законопроекта — разрешить самозанятым, потерявшим доход, регистрироваться в качестве безработных и получать минимальное пособие в течение 3 месяцев в году. Но во внесенной в Госдуму инициативе самозанятые появляются пока «в осторожной форме», как выразился г-н Исаев: если какой-то безработный захочет самозанятым стать, то сможет попросить финансовой и организационной помощи.
Авторы законопроекта надеются, что ко второму чтению в текст удастся внести существенные поправки, которые позволят реализовать ранее задуманное. Тем более что все равно правительству надо будет выполнять поручение президента о материальных стимулах для работодателей, которые трудоустраивают безработных с биржи труда…
Так как это законопроект совместного ведения, перед первым и вторым чтениями потребуется рассылка в регионы. Когда он станет законом и заработает в полную меру — сказать трудно: в пакете есть перечень из 31 подзаконного акта, которые понадобится переписать или заново написать, и 10 из них по плану появятся лишь к августу 2022 года…
«Очевидно, что работу службы занятости нужно перезагружать. Особенно важно обратить внимание на недопустимость уголовного преследования граждан за якобы незаконно полученные мизерные пособия, а зарплата сотрудников служб занятости, по моему мнению, должна зависеть от количества трудоустроенных», — сказал «МК» глава профильного думского Комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР).
Кстати, норма о том, что граждане, незаконно получившие пособия, должны вернуть их добровольно или по суду, в инициативе единороссов тоже есть.