В письме, которое Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) направила в Минпромторг, речь идет о поставках из Китая и стран Юго-Восточной Азии в порты Дальнего Востока, а также в порты на Балтийском море (для ЕС). В случае со стандартными морскими 40-тонными контейнерами цена транспортировки из Шанхая в российские города выросла многократно: с $2,7 тысячи в октябре прошлого года до $13,3 тысячи в январе нынешнего. Что касается прямого железнодорожного сообщения, то до 1 ноября транспортировка одного контейнера стоила $2,4 тысячи, а с 17 января — $9,8 тысячи.
Из-за пандемии в мире сложился условный дефицит емкостей для перевозок крупногабаритных грузов. В Европе на фоне карантинных ограничений резко сократился экспорт, а импорт увеличился. Когда сюда из Китая прибывали контейнеры, их из-за интенсивного трафика длительное время приходилось держать на границе, разгружать с задержками. Часть контейнеров уходила обратно в КНР пустой.
Между тем российский потребительский рынок в огромной степени завязан на поставках из Китая и Юго-Восточной Азии. Номенклатура товаров обширна: помимо всего прочего, это и одежда, и обувь, и мебель. Если говорить о крупной бытовой технике, то к нам поступают, в частности, комплектующие для холодильников, стиральных машин, пылесосов, которые проходят конечную сборку уже внутри страны. Что касается электроники и ее компонентов, то это — видеокарты, компьютерные мониторы, различные носители памяти, на 80% производимые в Китае. В первую волну пандемии компании-производители ощутимо сократили выпуск (в том числе из-за нехватки полупроводниковых микросхем), и пока не могут вернуться к прежнему состоянию.
В итоге сейчас на российском рынке ощущается острый дефицит ноутбуков из бюджетного сегмента — стоимостью до 30 тысяч рублей. Все складские запасы распроданы, а ряд моделей уже подорожал в рознице на 40–50%. Смартфоны сохранят свою нынешнюю стоимость до конца марта — благодаря ценовой политике, которую производители традиционно устанавливают минимум на квартал. А вот желающим обзавестись климатической техникой стоит поторопиться: по прогнозам, к лету 2021 года цены на сплит-системы экономкласса поднимутся на 40%. Ранее дистрибьютеры активно распродавали запасы, чтобы снизить расходы на хранение.
«Ситуацию с электроникой я бы рассматривал в контексте общего роста цен, лишь как один из факторов, раскручивающих маховик инфляции, — говорит доктор экономических наук Игорь Николаев. — Мы имеем дело не с изолированной ситуацией, касающейся конкретного ассортимента товаров, а с эффектом резонанса, когда одно наслаивается на другое». По словам собеседника «МК», подобные затруднения с контейнерными перевозками из Китая и Юго-Восточной Азии в Европу, США и Россию возникали и раньше. Но именно сейчас, во время коронакризиса, справляться с ними оказалось намного сложнее. Как только мировая экономика начнет восстанавливаться, переходить к активному устойчивому росту, многие страны смирятся с издержками, связанными с необходимостью гнать обратно поставщикам пустые контейнеры.
«При наиболее оптимистичном сценарии проблема может сама себя исчерпать месяца через два-три, — рассуждает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. — Очень многое зависит от того, как скоро пойдут в рост крупнейшие экономики — Соединенных Штатов, Китая, ЕС. Активизация производств и логистических цепочек «перезапустит» морские и железнодорожные перевозки. И тогда не придется отправлять контейнеры в обратный путь без заполнения, порожняком».
Бодрова убеждена: наше государство не в силах предотвратить подорожание бытовой техники, электроники и прочих импортные товаров, которые не входят в перечень жизненно важных. Цены на них формируются исходя из множества параметров — от курса валюты до цены на фрахт, как сейчас. Ритейлу в любом случае придется «крутиться», распродавая по акциям и скидкам все то, что давно стояло на складах и витринах. Но новые поставки все равно будут дороже, и это точно ударит по кошелькам людей.