Более эффективным способом увеличения пенсий, причем без ужесточения налоговой нагрузки на бизнес стало бы введение гибкой ставки страховых взносов. Такое мнению высказала аналитик Центра стратегических разработок Екатерина Хейфец.
По ее мнению, этот подход не перегрузит бизнес в условиях кризиса, а в долгосрочной перспективе окажет положительный эффект на восстановление экономической активности.
Мера также простимулирует предпринимателей оформлять сотрудников официально и снизит долю теневой занятости. Отметим, сейчас работодатели отчисляют в ПФР 22% от размера зарплаты сотрудника. Еще 8% суммарно уходит в Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.
«Ни одно из предложений «справедливороссов» не поможет реально повысить пенсии, - уверена заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова. - Предложение аналитика ЦСР о гибкой ставке страховых взносов пока слишком неконкретно, чтобы делать выводы. Непонятно, чем гибкая ставка страховых взносов отличается от прогрессивной шкалы взносов, которую предлагают в «Справедливой России». Да и с «серым» рынком труда бороться весьма сложно, по крайней мере, пока существует наличный денежный оборот».
По мнению эксперта, пенсии в России вырастут с ростом экономики.
«Для того, чтобы средний размер пенсий у нас хотя бы приблизился к размеру пенсий в странах G7 (США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция, Италия, Канада. - «МК»), нужна такая же высокая производительность труда и размер внутреннего валового продукта (ВВП) на душу населения, как там. Пока по среднедушевому ВВП Россия не входит даже в тридцатку самых богатых стран», - сказала Наталья Мильчакова.
Возможно, пенсии немного повысятся после объединения ПФР с другими социальными фондами. Планы правительства реформировать систему косвенно подтверждает назначение на пост главы Пенсионного фонда Андрея Кигима, до этого руководившего Фондом социального страхования.
«Объединение социальных фондов – правильная идея, хотя бы потому, что поможет сократить расходы на бюрократический аппарат и уменьшить бумажный документооборот. В связи с сокращением расходов, вероятно, государство сможет проводить индексацию пенсий на чуть большую величину, чем просто уровень инфляции», - предположила Мильчакова.
Менее оптимистично по поводу объединения фондов настроен шеф-аналитик TeleTrade Петр Пушкарев.
«От перемены мест слагаемых сумма не меняется: перетасовав социальные взносы и сложив их в общую колоду, денежную массу для выплаты пенсий не увеличить. Более рационально было бы не объединять фонды, а поставить их работу под более плотный контроль, а также сделать отчёты фондов максимально прозрачными и публичными», - считает он.
В то же время, Пушкарев поддерживает идею гибкой шкалы страховых взносов для бизнеса. В пандемию правительство уже снизило страховые взносы с 30% до 15% для малого бизнеса.
«Распространение подобной практики в той или иной форме на более широкий круг компаний наверняка приведёт к увеличению собираемости пенсионных взносов. Низкие и гибкие ставки взносов помогут вывести часть зарплат из тени, хотя бы потому, что процесс нелегальной «обналички» начнёт обходиться предпринимателям дороже, чем делать выплаты прозрачно и по закону», - говорит эксперт.
Однако по-настоящему мощно повлиять на размер будущих пенсий мог бы не просто выход нынешних зарплат из тени, но и одновременный рост фактических доходов граждан, добавляет наш собеседник.
«Чтобы поднимать работникам зарплаты, предприниматель должен видеть ясно перспективу прибылей своей компании. Нужны инвестиции венчурного характера, направленные во все потенциальные «точки роста», в перспективные сектора, в стартапы или в масштабирование предприятий, в компании-агрегаторы. Речь идет об инвестициях в высокотехнологичные, несырьевые, производственные и сервисные проекты именно со стороны представителей крупного капитала. Но при сырьевой модели нашей экономики, крупный капитал едва ли готов к роли «бизнес-ангелов». Сохраняя тепличные налоговые условия для добывающих компаний, остальные сектора экономики не развить», - заключает Пушкарев.