Оценив текущее состояние бизнес-климата в России, Центр стратегических разработок (ЦСР) озвучил пугающие данные: в этом году ожидается подорожание товаров, которые производят 44% отечественных компаний (всего их было опрошено более 6 тысяч). Респонденты назвали критически важные факторы, без которых развитие производств невозможно: это отмена локдаунов, новые партнерства для освоения рынков, а также снижение, либо субсидирование регулируемых тарифов со стороны государства.
Цифры вызывают серьезную тревогу. Множество компаний полагает, что инфляция будет почти в два раза выше официальной, составляющей сейчас около 5% (при ключевой ставке ЦБ в 4,25%), говорит доктор экономических наук Игорь Николаев. По его словам, бизнес стремится заранее подстелить соломку, компенсировать неминуемые издержки (причем не только инфляционные), заложив соответствующие цены в свою продукцию. Ситуация грозит ускоренным ростом цен, прежде всего, в сфере продовольствия. Дело еще и в том, что многих производителей напугало декабрьское решение властей о заморозке цен на сахар и подсолнечное масло, и сейчас они опасаются, что правительство этим не ограничатся. Простая защитная психология: пока государство не взялось за наш товар, цены надо поскорее поднять.
Доходы, неизменно выпадающие в условиях пандемии и низкого спроса, в России привыкли компенсировать именно таким образом, констатирует Николаев. В развитых экономиках все иначе: там при вялом спросе цены стараются снизить, чтобы как-то поддержать потребительскую активность.
В принципе, инфляционные ожидания всегда превосходят саму инфляцию. Учитывая конъюнктуру внешних рынков, быстрее всего в ближайшее время будет дорожать продовольствие, рассуждает руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев. Из-за погодных условий могут вырасти и тарифы на транспорт, прежде всего, такси.