- «Газпром» обещает завершить строительство СП-2 в апреле. Осилит ли «Фортуна» оставшийся отрезок маршрута в такие сроки?
- «Фортуна» постоянно барражирует возле места строительства. Баржа завершает укладку трубы в водах Дании, и периодически прекращает работы только из-за непогоды. Ей помогают суда снабжения «Балтийский исследователь» и «Катунь», а также другие корабли. Когда маршрут дойдет до глубоководного участка, «Фортуну» сменит трубоукладчик «Академик Черский», а баржа уйдет на вторую ветку. Не важно, введет ли «Газпром» трубопровод в апреле — главное ввести его в эксплуатацию к октябрю, то есть, к началу отопительного сезона в Европе. Важно, что строительство СП-2 продолжается.
- Какие цели в отношении СП-2 преследует сейчас Россия: сначала достроить газопровод, а затем решать юридические и политические проблемы по мере их поступления? Существует ли у «Газпрома» план, как противостоять американскому санкционному давлению после пуска трубы в эксплуатацию?
- Особых изменений в стратегии США, направленной против СП-2, не последует: большинство ограничительных мер либо уже действуют, либо давно разработаны. План у российской монополии примерно такой. Пока только «Фортуна» попала под американские санкции. «Академика Черского», скорее всего, также включат в «черный список», когда трубоукладчик подключится к работам. Однако суда снабжения пока избежали претензий Вашингтона. Начиная с декабря 2019 года происходила постоянная смена собственников вспомогательного флота СП-2 — корабли оформлялись на неизвестные структуры, испортить жизнь которым американцы не способны. Конечно, они также автоматически попадают под санкции, но после завершения строительства их можно элементарно обанкротить, а суда вернуть бывшим владельцам, тому же «Газпромфлоту». Пожертвовав неизвестными фондами, «Газпром» выведет эти суда из «черного списка». Конечно, в будущем в любом случае «запятнанные» санкциями корабли будут работать только в России, но они и до этого работали исключительно в нашей стране, поэтому потеря будет невелика. Избежать же будущих американских санкций в отношении эксплуатации СП-2 позволит только прямое вмешательство Евросоюза, странам которого не выгодна заморозка проекта. Пока «Газпром» будет решать проблемы по мере их поступления и сконцентрируется на завершении строительства.
- Но ведь недавно некоторые представители Бундестага выступили с предложением ввести мораторий на завершение строительства российской трубы?
- Это всего лишь очередной словесный реверанс в сторону новой американкой администрации. Официальный Берлин требует от Вашингтона убрать из санкционных требований к России все пункты, которые так или иначе касаются немецких компаний: фирм, обеспечивающих сертификацию, эксплуатацию и страхование газопровода. Надо сказать, США не в первый раз ставят Германию в двусмысленное положение в дипломатических отношениях с Россией. В американском санкционном пакете против нашей страны есть три закона, которые затрагивают иностранных участников проекта. Берлин, кровно заинтересованный в запуске СП-2 в эксплуатацию, в настоящий момент находится между двух огней: прессинг Вашингтона в отношении газопровода постоянно усиливается. Вместе с тем, взаимоотношения стран Старого Света с Россией конкретно по СП-2 подтверждены коммерческими соглашениями, которые легко оспорить в суде: истцы из ЕС могут не только потерять деньги, выплачивая контрибуцию Москве, но и потерять лицо на геополитическом фронте. ФРГ окажется перед выбором: либо в соответствие со своими законами выполнять договоренности с Россией, либо вопреки уставленным в своей стране правилам принимать условия американских санкций.
- В западной прессе утверждают, что якобы Джо Байден во время телефонного общения с канцлером ФРГ Ангелой Меркель согласился отказаться от претензий к газопроводу с одним условием: если Россия сократит транзит сырья через Украину, то на такой же объем должен упасть экспорт по новому маршруту. Это похоже на правду?
- Скорее всего, они затрагивали вопрос по СП-2 только мельком, не вдаваясь в конкретику. Меркель подтвердила, что продолжает выступать за завершение проекта, который преследует исключительно экономические цели и должен быть реализован в рамках еврейских законов. В переводе с дипломатического языка, это означает, что она попросила не вводить новых санкций. Байден, в свою очередь, дал понять, что не намерен отказываться от давления на проект. Что касается варианта со снижением экспорта по СП-2 в случае падения транзита через Украину — то это старый тезис, тиражируемый Вашингтоном, который неоднократно обвинял Москву в экономическом и политическом прессинге Киева за счет альтернативных маршрутов поставок в Европу и постепенного отказа от украинских трубопроводов. Однако такой сценарий абсурден: зачем России пустой газопровод, в который вложены миллиарды долларов? США сами хотят взять под контроль газотранспортную артерию Незалежной, чтобы затем остановить российский транзит и снизить экспорт «Газпрома» в ЕС.
- Удастся ли вывести СП-2 на полную мощность, и окупятся ли вложения в газопровод, учитывая все проблемы, с которыми уже пришлось столкнуться, и возможные неприятности, которые ожидают проект в будущем?
- Вашингтон пытается снизить инвестиционную привлекательность СП-2, но европейские компании уже вложили в него около 5 млрд евро, поэтому покидать проект они не станут. Но проблемы могут прийти как раз со стороны политических структур Старого Света. Последние 12 км трубы проходят в немецкой акватории и попадают под действие Газовой директивы ЕС, которая ограничивает поставки «голубого топлива» одним экспортером по одному и тому же маршруту. По европейским законам, российская монополия сможет поставлять по трубопроводу только 50% собственного топлива, а другую половину должна отдать конкурентам. Эта проблема уже решается. В Германии создан экологический фонд, который сможет присвоить СП-2 статус климатически важного для Европы проекта. Американским санкциям такой фонд не воспрепятствует, но от Газовой директивы ЕС сможет трубопровод уберечь. Также могут быть продуманы схемы продажи газа в 12- километровой зоне от немецкого берега - свободной от Газовой директивы.