Собеседник издания предположил, что Минск пытается обанкротить оператора, а затем национализировать его. Труба нужна белорусским властям для прокачки нефти из Европы на свои нефтеперерабатывающие заводы.
Сейчас по этому трубопроводу поставляется российское дизельное топливо в Латвию и Венгрию, однако из-за роста налогов этот маршрут становится убыточным.
Так с января 2020 года к экологическому налогу в размере 0,35 белорусского рубля на тонну нефтепродуктов на 100 километров белорусские власти увеличили налог на прибыль с 18 процентов до 50.
При этом повышение налоговой ставки касается только двух труб - белорусского ОАО «Гомельтранснефть Дружба», перечисляющего прибыль в госбюджет, и «Запад-Транснефтепродукт».
«Транснефть» тщетно пытается оспорить поборы в судах. Кроме того, в 2020 году белорусские власти отправили оператору более 150 запросов (в пять раз больше, чем в 2019-м) и провели два десятка выездных проверок.
Гришанин добавил, что в таких условиях компания работать попросту не может. Особенно на фоне планов по снижению прокачки в следующие годы с 6 миллионов тонн до 3,4 млн, и-за чего стоимость чистых активов может стать отрицательной. Таким образом создается ситуация для последующего банкротства.
Однако белорусская сторона отказывается принимать доводы, указывая на то, что у российской компании есть деньги и она якобы в состоянии решить проблему.