За месяц, минувший с окончания новогодних праздников, Мишустин совершил практически столько же поездок по стране, сколько за весь прошлый год. Беспрецедентная активность уже породила слухи, что цель подобных турне — повысить узнаваемость и «накачать» рейтинг премьера перед парламентскими выборами, чтобы он мог стать паровозом «Единой России». Однако сам Мишустин никаких политических жестов пока не делал, а все его заявления укладываются в программу финансово-экономической поддержки регионов, реализуемую кабмином.
Посещение Адыгеи Мишустин начал с предприятия, продукция которого наиболее известна за пределами республики. Про плато Лагонаки слышали не все. Адыгейскую соль распробовал не каждый. Но адыгейский сыр уже прочно обосновался на прилавках российских магазинов и даже успешно конкурирует с более раскрученным сулугуни. В середине двухтысячных такая популярность чуть было не вышла боком местным производителям: за выпуск адыгейского сыра взялись экономически более сильные и развитые регионы. К счастью, Верховный суд в развернувшейся «сырной войне» встал на сторону адыгов и в 2018 году вынес решение, запрещающее производство адыгейского сыра за пределами республики.
Как рассказали Михаилу Мишустину, сейчас национальную гордость уполномочены выпускать всего 5 предприятий. В зависимости от технологии адыгейский сыр может быть плотным и солоноватым или, наоборот, рыхлым и несоленым. Но в любом случае на его вкус влияют природно-климатические факторы, которые невозможно воссоздать в других регионах. В процессе производства по-прежнему применяется много ручного труда. И даже корзинки, в которых прессуются головки, на предприятии используются не пластиковые, а как в старину у черкесов — из ивовых прутьев.
Впрочем, Михаила Мишустина больше заинтересовала технология приготовления сыра чечил. Несколько минут премьер как зачарованный смотрел на работницу, ловко плетущую из белых сырных колбасок тугие косички. «Как красиво! — восхитился он. — Вы, наверное, и дочкам своим так красиво косы плетете».
Помимо традиционных наименований адыги пытаются осваивать и новую продукцию — в том числе сыры, попавшие под санкции. Когда Мишустину захотелось увидеть местную моцареллу, ее с трудом, но все-таки нашли. В планах предприятия — строительство дополнительных цехов и расширение ассортимента за счет набирающих популярность у покупателей халуми и рикотты. Однако для этого важно, чтобы правительство продлило программу льготного кредитования под 5%. Премьер пообещал, что так и будет: это один из самых эффективных механизмов поддержки агробизнеса.
Кроме того, у правительства есть программа субсидирования производителей отечественного оборудования. Покупатели, приобретающие их продукцию, получают весомые скидки, которые возмещает государство. «Вы купите, а государство вернет деньги. Вам дешевле будет», — растолковывал Мишустин преимущества импортозамещения. Однако в Адыгее воспользоваться его советом, по всей видимости, не смогут. Одна линия на заводе итальянская, другая — болгарская. «Надо Мантурову (главе Минпромторга. — «МК») сказать», — расстроился премьер, но посоветовал сыроделам перед расширением производства все-таки поискать в России того, «кто умеет что-то делать».