Опрошенные нами экономисты – специалисты по социальным вопросам - усматривают в инициативе лево-патриотических сил в Госдуме, прежде всего, политические интересы. С экономической точки зрения, ликвидация ПФР видится им не просто бессмысленной, но даже вредной.
По мнению замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлина, предложение ликвидировать ПФР пока никак не обосновано, не содержит ни расчетов, ни анализа последствий. По его словам, задача пенсионной системы не только в том, чтобы непосредственно выплачивать пенсии, но и в том, чтобы рассчитывать их размер с учетом пенсионных прав.
«Если ликвидировать ПФР, то все равно придется перевести большую часть персонала — тех, кто занимается расчетом назначения пенсии и поддержкой соответствующей информационной системы, а также администрированием выплат пенсионного капитала, материнского капитала, единовременных денежных выплат, других социальных пособий, — в какое-то другое ведомство, на которое будут возложены соответствующие функции», — говорит Горлин. То есть, по сути это будет не ликвидация, а бессмысленная замена одной госструктуры на другую.
«Федеральный бюджет не работает напрямую с населением, его казначейство никогда не имело дел с физлицами. Если ликвидировать ПФР, кто тогда будет учитывать пенсии, пенсионные права?», - задается риторическим вопросом доктор экономических наук, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Оксана Дмитриева. При этом она призывает учитывать интересы самих получателей пенсий, добавляет депутат Заксобрания: «Если упразднить ПФР, то куда бежать бедным пенсионерам, которые давно привыкли к определенному порядку вещей, знают, где находятся отделения фонда, лично знакомы с его инспекторами?».
Между тем, по словам ведущего эксперта Института современного развития Никиты Масленникова, некоторую часть функций ПФР логично было бы передать другим структурам - например, в части материнского капитала. Но это — предмет серьезного разговора о продолжении пенсионной реформы, который, вероятно, начинается в преддверии парламентской кампании 2021 года.
«Рассуждать о неэффективности работы ПФР можно бесконечно – его деятельность многоуровневая, связанная с большим количеством документов и согласований, и к тому же постоянно находящаяся в процессе реформирования. Здесь совершенно точно можно найти недостатки и нестыковки», - полагает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. Однако, по ее мнению, все эти недостатки - не критичны, иначе бы система давно перестала работать. Но она функционирует и не простаивает без дела. Зачем же ломать то, что работает?
«Стратегия начисления социальных и пенсионных выплат должна быть прозрачной, без сложных баллов или индексов, максимально защищенной, чтобы власть в лице государства не могла по желанию «заморозить» часть средств. Чтобы механизм управления этим капиталом был эффективным. Все довольно просто, и вполне реализуемо на базе того ПФР, который есть сейчас», - утверждает Бодрова.
«На данный момент можно твердо утверждать: в ближайшие три года расформирования Пенсионного фонда России не произойдет», - уверен Никита Масленников. Порукой тому, по мнению собеседника «МК», является принятый федеральный трехлетний бюджет (на 2021 и плановый период 2022 — 2023 годов). Там четко прописаны бюджетные трансферы в Пенсионный фонд России и, соответственно, распределение пенсионных выплат именно через ПФР. «Таким образом, в трехлетней перспективе никаких радикальных перемен не просматривается», - делает вывод эксперт.