— Не могу сказать, что цены на овощи в нашем супермаркете с начала года сильно подскочили, — говорит Антонина Андреевна, покупательница крупного столичного магазина. — Я вот по палаткам прошлась, там да, маленькие хорошие огурцы по 300–350 рублей за килограмм, морковка — 45, картошка — 50–55 рублей… Но зачем ходить по развалам, если все можно купить в одном месте?
Смотрим на цены. Огурцы среднеплодные 150–219 рублей, короткоплодные колючие — 189 за килограмм… Если покупатель уж совсем ограничен в средствах, а хочется витаминного салата, предлагаются длинноплодные огурцы — на общем фоне они вообще стоят копейки, 79 рублей. Но совершенно безвкусные, они и огурцами-то не пахнут, будто пластмассовые. А вот самые вкусные, ароматные, тонкокожие, в пупырышках, которые так аппетитно хрустят, — в сетевых супермаркетах уже по 410 и выше. И ведь тоже отечественные!
Может, и прав наш Росстат, когда констатирует очередную еженедельную волатильность в 1,5–2% — за годы экономических реформ мы к ней давно привыкли и уже ничему не удивляемся.
Но скачок в 7% на огурцы — согласитесь, подорожание из ряда вон выходящее.
Буквально пару недель назад в обществе активно обсуждалась идея наравне с нестандартным, мелким картофелем запустить в массовую продажу и нестандартные огурцы, которые были бы сразу процентов на 20 дешевле своих прямых собратьев. И все это назвать одним словом — экономкласс, то есть для бедных.
Ведь бедность, как известно, не порок.
Но где они — кривые и неказистые, по образу и подобию мелкого картофеля? Хозяйке какая разница, что шинковать в салат — прямой или изогнутый, как крючок, плод?
Об этом спрашиваю исполнительного директора Плодоовощного союза России Михаила Глушкова.
— Нас по ошибке записали, будто мы вслед за картофелеводами хотим пускать в торговлю кривые огурцы, — поясняет он. — Мы с такой инициативой никуда не обращались…
— Но почему? Цены бы на рынке значительно упали…
— У нас промышленные теплицы, там нестандарт составляет всего 5%, такие маленькие объемы торговые сети даже брать не станут!
Из беседы выясняется, что в Плодоовощном союзе даже не знают, что их огурцы в розничной торговле подскочили почти на 7%. Этого, по идее, и быть не может по двум причинам: Россия практически полностью обеспечивает себя этим овощем. На целых 95%! К тому же в минувшем году выращено 135 тысяч тонн огурца — почти на 14% больше, чем в 2019-м.
Тогда откуда подорожание, если все наше, отечественное, а крупные тепличные комплексы, снабжающие Москву, в том числе находятся в Подмосковье? Все рядом и под боком.
— Роль играет сезонный фактор, — поясняет Михаил Владимирович. — В январе и феврале всегда дорожают огурцы. Смотрите по годам от производителя: в 2018-м в январе было 110 рублей за килограмм, в феврале — 130. 2019 год: январь — 120 рублей, февраль — 149. В минувшем году в январе продавали по 105 рублей, в феврале — по 137.
Начнут они дешеветь в марте-апреле, опять-таки традиционно.
— А так, чтобы без волатильности в ценах, без резких скачков, никак нельзя? Мы же не покупаем огурцы за границей, перешли на самообеспечение.
— Это уже спрашивайте у сетевой торговли. Промышленное производство в зимний период требует огромного количества тепловой и электрической энергии. За последние 5 лет тарифы на газ увеличились на 25%, на электричество — на 31%. Тогда как оптовые цены на огурцы от производителя в 2020 году упали на 7%.
Впрочем, и ритейлеры авторитетно заявили «МК», что никаких накруток на продукты они не делают. Без всякой заморозки цен понятно, что кошелек у среднестатистического россиянина стал тощим. Торговля первым делом учитывает нашу с вами платежеспособность, которая медленно, но уверенно падает.
Ну и? Аграрные успехи налицо, мы почти отказались от импортной зависимости, все российское: и электроэнергия, и природный газ… А цены все равно растут.
Так, может, «государеву оку» следует смотреть не за крестьянами, а за естественными монополиями?