По данным опроса, который провели сразу же после отмены указа об обязательной дистанционной работе, немедленно вернуть всех сотрудников в офис планируют лишь 25% компаний. Ещё 34% собираются позвать обратно лишь часть сотрудников, а 32% опрошенных решили оставить всех, кто уже работает из дома, там же. Только 9% ещё не приняли окончательного решения.
Так что уже можно точно говорить о том, что мир, в котором господствовала система «час туда, час обратно, с 9 до 18 присутствие», безвозвратно уходит в прошлое – к нему не желают возвращаться ни работодатели, ни сотрудники. У каждого – своя мотивация.
У работодателя – чаще всего финансовая. Сотрудники в офисе – это бытовые расходы: люди жгут электричество, льют воду в санузлах, используют санитайзеры и туалетную бумагу. Однако сопутствующие траты – это капля в море по сравнению с арендной платой за помещения (у многих компаний нет собственной недвижимости). Соответственно, логичное решение – арендовать офис площадью поменьше и разрешить сотрудникам приезжать, скажем, дважды в неделю, а не ежедневно.
Если вспомнить о финансовом кризисе 2020 года, с которым так или иначе столкнулись абсолютно все, то многие работодатели оказались перед выбором: сократить ли расходы на аренду – или на зарплату сотрудников? Какое решение оказалось более популярным, угадывать не нужно: лояльность сотрудников существенно повышается, если людям предлагают работать за прежнюю зарплату из дома, а не ездить в офис при сокращённом окладе. Для личных встреч с клиентами или проведения редких совещаний в офлайн-режиме многие предприниматели предпочитают арендовать небольшие студии – иногда даже в жилых домах – и экономить за счёт этого деньги.
Эти колебания ощущают на себе девелоперы: по данным одной из компаний, занимающейся недвижимостью, на рынке офисной недвижимости Москвы снизились объемы нового предложения – вместо 513 тысяч кв.метров, которые ожидались за год, вдвое меньше. Совокупный годовой объем нового офисного предложения составил 224 тысяч квадратных метров – это на 42% меньше, чем годом ранее. При этом существеннее всего проседает рынок дорогой, «элитной» офисной недвижимости. Эксперты не исключают, что с введением общепринятых «офисных зданий» придётся некоторое время подождать, чтобы оценить ситуацию и принять решение – где и сколько следует строить, чтобы не уйти в убыток.
Между тем остаётся человеческий фактор. Москвичи прожили в режиме удалённой работы уже почти год – и многим это слишком понравилось, так что возвращения к былому формату будут восприняты сродни покушению на свободу, уверены специалисты.
– Если в отрасли есть хоть какой-то намёк на творчество, то «загнать» сотрудников обратно в офисы будет чрезвычайно сложно, - говорит HR-специалист Людмила Шашкова. - В течение последнего года люди как никогда ясно поняли, что прямой связи между высиживанием протокольного времени в офисе и продуктивностью работы не видно.
Если ещё совсем недавно работа в кафе или дома в любимом кресле считала прерогативой условных хипстеров, то сейчас это освоили и полюбили даже скучные бухгалтеры. Соответственно, первый же выговор за опоздание или слишком долгий обеденный перерыв рискует породить конфликт. Я наблюдаю, что именно в течение последнего года многие люди увольняются и ищут новую работу, несмотря на экономический кризис. Причина проста: дистанционная работа «подсветила» многие сложности и проблемы, на которые раньше не обращали внимания. И я не исключаю, что минимум через 3 месяца после возвращения в офисы нас ждёт новый шквал увольнений.
По словам эксперта, несмотря на достаточно вольный график и ритм жизни на удалёнке, работники устали: кто-то – из-за невозможности взять отпуск, кто-то – из-за вынужденной необходимости совмещать работу и заботы о семье. Поэтому, полагает HR-специалист, любая претензия дисциплинарного характера может сработать как детонатор и заставить сотрудника положить заявление «по собственному» на стол начальника.
Так и многие москвичи признаются, что распробовали удалёнку и теперь признают её единственно возможным для себя способом работы – особенно если отказ от офиса не повлёк за собой уменьшения зарплаты. Аргументы у каждого свои: кто-то радуется возможности уехать на круглый год в дачный посёлок, кому-то важно проводить время с детьми (некоторые женщина даже отказались от декретного отпуска во время пандемии, ведь ходить в офис всё равно было не нужно – а быть дома и с младенцем, и с ноутбуком многим оказалось по силам!), а кто-то наконец получил шанс потешить природную интроверсию и мизантропию. Однако медики бьют тревогу: по словам специалистов, те, кто продолжает кайфовать от возможности проводить круглые сутки в постели с ноутбуком, рискуют уже через пару лет получить серьёзные проблемы со здоровьем.
– Думаю, в течение последнего года каждый хоть раз слышал от друзей фразы вроде «Открыл глаза, перевернулся на другой бок, включил ноутбук, и я на работе». Это смешно, конечно, но и опасно. Прежде всего удалёнка чревата гиподинамией и набором лишнего веса. Я хочу напомнить, что лишний вес – это ещё и отягчающее обстоятельство, когда речь идёт о коронавирусе, так что здесь следует быть начеку, – объясняет врач-терапевт Татьяна Чарушина. – Следующий момент: банальная нехватка кислорода. Женщины заметят это раньше мужчин по тусклому цвету кожи и расширенным порам.
Большинство людей ленивы, и в 19:00, после окончания рабочего дня, мало кому хочется идти гулять, про утро я вообще молчу. Как следствие – постоянная вялость и апатия, головные боли. Также я хочу отметить, что есть нешуточный риск обострения астмы – в тех квартирах, где у хозяев нет времени на регулярную тщательную влажную уборку.
Активнее всего против удалёнки высказываются те москвичи, у кого в квартирах на каждого работающего человека нет найти отдельной комнаты – и, соответственно, работать приходится в условиях, далёких от идеала. Ещё весной 2020 года в соцсетях появлялись истории о мужчинах, которые уходили с ноутбуками работать в машину. Конечно, альтернатива – кафе или коворкинг, но тогда возникает вопрос: к чему из собственного кармана платить за рабочее место, если эти расходы может и должен нести работодатель?
Напомним, что требование об обязательной удаленной работе всех сотрудников старше 65 лет, а также тех, кто страдает хроническими заболеваниями, пока сохраняется.