Минсельхоз начал переговоры с производителями продуктов питания, которые в последнее время поднимали отпускные цены или уведомляли об этом торговые сети.
По мнению экспертов рынка, это не решит главную проблему - рост затрат у поставщиков, который происходит из-за девальвации рубля, роста цен на топливо, увеличения налоговой нагрузки, сокращения маржи, системы «Меркурий», маркировки продуктов.
«Инициативы правительства направлены не на источник роста цен, а на его последствия. И потому такие меры могут быть только временными, все равно либо цены начнут расти дальше, либо предприятия будут банкротиться, потому что уходят в минус, соблюдая требования государства», - считает руководитель аналитического департамента Артем Деев.
По его словам, цены в дальнейшем будут расти на все продукты, потому что растет уровень затрат у сельхозпроизводителей, которые снабжают предприятия переработки основным сырьем. Это зерно, которое будет дорожать из-за роста мировых цен и увеличения затрат структур АПК (опять топливо, налоги, импортная составляющая - пестициды, удобрения и т.д.). Зерно — главный источник питания для птицы, свиней, коров. Значит, кроме муки, круп, хлеба, будет дорожать и все остальное - яйца, мясо, молоко. За ними будут дорожать остальные продукты — бакалея, кондитерские изделия, консервы.
«Импортные товары (чай, кофе, экзотические фрукты и овощи) будут расти в стоимости из-за девальвации рубля, - говорит собеседник «МК». - Снижение может быть только по сезонным российским фруктам и овощам. И то только временное, в сравнении с зимними ценами, когда на прилавках много импортного товара. Это уже ближе к лету, когда начнет появляться новый урожай с наших полей».
В макроэкономической практике нет примеров успешного сдерживания цен в условиях свободного рынка с помощью убеждения, подчеркивает старший аналитик Александр Розман.
«Чтобы остановить инфляцию издержек, а именно ее мы наблюдаем сейчас на рынке продовольствия России, есть три способа - повысить производительность труда, остановить рост цен на сырье, снизить налоги. Возможно ли в сжатые сроки, то есть в ближайшие полгода сделать что-то из этого? Ответ очевиден - нет», — отметил Розман.
Вместе с тем эксперты убеждены, что слишком драматизировать ситуацию на рынке продовольствия не стоит. Российские производители продуктов питания уже отработали приемы для поддержания маржинальности. Первый - это уменьшение фасовки с одновременным повышением цен, которое потребители не сразу замечают. А второе - снижение качества сырья, все-таки химия не стоит на месте, предлагая все более дешевые решения.
«Потребителей ждет рост цен, тут нет других вариантов, еще не во всех продуктах питания заложен рост издержек 2020 года. Какие товары находятся под инфляционным прицелом производители и ритейл уже объявили - кофе, чай, мясо, рыба, кондитерские и хлебобулочные изделия, яйца, крупы. Так что именно здесь видимо и стоит ждать очередных «заморозок» цен, но уже после того, как они вырастут», подытожил Розман.