Поставки нефти на НПЗ снижали как государственные, так и частные холдинги. Падению потребления топлива способствовали изоляционные меры, введенные в России весной прошлого года. В марте–апреле спрос на горючее в нашей стране в зависимости от региона сокращался на 30–50%. По итогам всего года поставки «черного золота» на отечественные заводы по системе «Транснефти» упали на 5%, подсчитало агентство Argus. Производители топлива, рентабельность которых и так постепенно сползала к нулю, были вынуждены остановить предприятия на длительные вынужденные ремонты.
Вместе с тем, по мнению президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, к отсутствию заказов на перерабатывающие мощности привела вовсе не пандемия, а фискальная политика государства, и в первую очередь — налоговый маневр, осуществленный чиновниками. Его суть заключается в следующем. При высоких мировых котировках нефти государство выдает добывающим компаниям компенсацию, чтобы производители умерили свои экспортные аппетиты и не создавали дефицит сырья на внутреннем рынке. При низких мировых ценах нефтепереработчики, заводы которых входят в крупные вертикально-интегрированные компании (ВИНК), сами компенсируют государству выпадающие доходы от снижения экспортных поступлений. В течение 2020 года стоимость барреля практически не превышала отметку $45, а весной цена «бочки» падала ниже $20. «НПЗ в соответствии с демпферным механизмом сами перечисляли средства в бюджет. В результате их маржа упала и заводы урезали мощности», — поясняет глава аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
Впрочем, эксперты называют и другую причину падения переработки. «Эффективность работы российских предприятий находится на низком уровне. Особенно это касается логистики и операционных расходов. Не в нашу пользу окажется и сравнение отечественных заводов с европейскими и американскими НПЗ по производительности труда. Российским ВИНК нужно активнее инвестировать в модернизацию производства, пока же они реализуют преимущественно организационные меры оптимизации», — отмечает старший аналитик Forex Optimum Александр Розман.
Между тем ситуация на топливном рынке становится угрожающей. «Резервы топлива накануне весеннего увеличения спроса остаются на критически низком уровне», — предупреждает Аркуша. Минэнерго обратилось к владельцам перерабатывающих заводов повысить к маю на треть запасы на НПЗ, чтобы сохранить стабильность в обеспечении россиян горючим. Ситуация на внутреннем топливном рынке будет обсуждаться 28 января на совещании вице-премьера Александра Новака с руководителями профильных ведомств. Пока фундаментальных причин для изменения ситуации в лучшую сторону не наблюдается. По оценке Международного энергетического агентства, спрос на нефть в 2021 году упадет на 0,3 млн баррелей в сутки.
Федеральный бюджет вряд ли заметит снижение поступлений от урезанной переработки нефти, но бюджеты небогатых регионов, где находятся и платят налоги НПЗ, наверняка недосчитаются значительных поступлений: потеря в доходах может доходить до нескольких миллиардов рублей в год.
В свою очередь, как полагает Розман, рост цен на топливо, который наблюдается с декабря 2020 года, без сомнений, продолжится. «Учитывая низкую, а иногда отрицательную маржу производства и ритейла, крупные добывающие компании постараются как можно скорее заложить в отпускные цены горючего годовой ориентир по инфляции в 4%. Цены рискуют взлететь уже весной, поэтому обещанный чиновниками рубеж «не выше инфляции», скорее всего, будет преодолен», — предупреждает эксперт.