Чтобы еще надежнее поставить заслон росту цен на продукты из продовольственной корзины, к контролю подключилась и Федеральная налоговая служба. Она станет запрашивать у производителей ежеквартальные отчеты по прогнозу цен на базовые товары. А потом уже выявлять наценку торговых сетей.
Между тем, Счетная палата России предупреждает о риске дефицита продуктов из-за регулирования цен. Сказано прямым текстом: крупные производители отказываются продавать продукцию по фиксированный ценам! К тому же, как бывало в нашей истории не раз, после снятия ограничений, цены сразу отскакивают и взлетают вверх.
Как быть покупателю, на кого надеяться: на чиновников или на свой огород?
Нужно сразу признать, что концов в ценообразовании на продукты питания в нашей стране не найти. Это тайна, покрытая мраком. Даже когда в декабре по этой теме шли горячие дискуссии, когда рядом ставили производителей и ретейлеров, чтобы кого-то из них вывести на чистую воду, никто ничего не понимал.
Производители клялись, что не задирают цену ни на копейку – работают задарма, чисто из человеколюбия. И торговля утверждала то же самое, что несет сокрушительные убытки!
Никто из них выгоды от подорожания продуктов якобы не получает. Все выглядело очень доказательно, с цифрами и фактами в руках. А цены за 2020 год бах – и на 65 %, например, по сахару сами и выросли!
Мы еще раз прошлись по этой цепочке: производитель – ретейл. Может, за последний месяц у них что-то изменилось?
Ничего! Представители трудового крестьянства утверждают, что если они выходят на прибыль в 1-2 %, то это хорошо, но большей частью прибыль (то, что остается после уплаты всех издержек и зарплаты) нулевая. О таком же уровне дохода нам сообщили и в АКОРТ (ассоциация компаний розничной торговли): 3 % прибыли - потолок.
Все съедают издержки, которые постоянно, из года в год, растут. У селян – цены на семена, удобрение, дизельное топливо. У торговли – стоимость аренды помещений, коммуналка, акцизные марки, система «Платон», в которую нужно платить за каждый километр пробега продуктовой машины…
- Вы поймите, в условиях падающего рубля, подорожания всех на свете услуг, нашей зависимости от европейских партнеров, продукты не могут быть дешевыми, они и дальше будут расти в цене, как бы их ни замораживали! Такая в стране то ли государственно-плановая, то ли рыночная экономика. Все идет от естественных монополий: газ, нефть, электричество, ЖКХ…
Возможно, мы что-то изначально делаем не так, ставим телегу впереди лошади? Естественные монополии – полбеды. Есть ли у нас условия для конкуренции среди производителей?
Все многомиллиардные кредиты государство выплачивает агрохолдингам на поддержание и развитие. Фермерам перепадают копейки с «барского стола». Как таковой программы по перспективному развитию крестьянских хозяйств нет.
Куда подевались маленькие магазинчики мелкооптовой торговли - раньше в них привозили свои продукты фермеры – натуральные и недорогие. Их поглотили «акулы капитализма» - торговые сети.
Может, такая глобализация кому-то и выгодна, только не рядовым покупателям.
Так что же делать? Ждать конца года, когда президент снова приструнит цены на определенные товары из продовольственной корзины, новую армию контролеров за ценами?
Как крайний вариант, считают собеседники, когда испробованы все экономические рычаги, такая мера не исключается. Однако их наши власти, в стратегическом плане, не спешат применять.
- Все в мире не ново и что-то похожее уже было,- говорит Игорь Абакумов, кандидат экономических наук, ведущий программы «Сельский час».- В США, в 70-х годах прошлого века. Тогда транснациональные корпорации решили поиграть в политику и взвинтили цены на продовольствие, чтобы диктовать какие-то свои условия.
В отличие от нас, тамошнее правительство не стало с ними бороться заморозкой цен и тотальным контролем. Оно пошло другим путем, создало мощную конкуренцию. Минсельхоз очень сильно профинансировал создание фермерских корпораций. В добровольно-принудительном порядке заставил их объединяться «по интересам». Фермеры этого не хотели, жили по принципу «моя хата с краю». Но деньги под создание корпораций были столь большими, а программа их развития столь заманчивая, что перед лицом больших денег они не устояли, стали объединяться по родственному принципу. Животноводство, растениеводство, переработка… Именно тогда образовались сегодняшние всемирно известные компании, именно тогда цены на еду в Штатах поползли вниз. А фермеры дали «по соплям» транснациональным корпорациям, сразу заняли свое место на мировых рынках. Это был мудрый шаг.
Таких смелых стратегических программ в России нет, живем по-прежнему с надеждой на то, что урожай не спалит солнце или не зальют дожди.
Может ли производитель – совхоз, колхоз, агрохолдинг – не поставлять продукты по фиксированным ценам? Ответ – может. Это его добро, может с ним поступать как угодно, хоть скормить свиньям.
Но если у производителя есть кредит в банке, и если банк выкатит ему требование по досрочному погашению займа, и тот его не сможет вернуть, то финансовая структура вправе его национализировать, ввести внешнее государственное управление. И тогда продукты к нам придут по тем ценам, что определят чиновники.
Сегодня банки в России практически все с крупным государственным участием. То есть, любой из них, в случае необходимости, может отобрать предприятие.
Аналитики надеются, что до этого дело не дойдет, но замечают, что «сейчас мы в шаге от такой национализации».