Получается, с одной стороны, государство заботится о гражданах и сдерживает тарифы в рамках инфляции, с другой, компании не могут покрыть издержки и модернизировать инфраструктуру. Следовательно, потребителям надо готовиться к снижению качества услуг: вода в трубах может стать холоднее на пару градусов, а электроэнергия будет подаваться с перебоями.
Замгенерального директора Ассоциации «ЖКХ и городская среда» Дмитрий Гордеев, в ходе онлайн-конференции ответил на вопросы читателей «МК» и рассказал, какие важные изменения в сфере ЖКХ произойдут в 2021 году.
Пандемия, спровоцировавшая падение доходов граждан, привела к снижению собираемости платежей по всей стране. Сейчас общая задолженность населения оценивается примерно в 800 млрд. рублей. Ресурсоснабжающие организации, в свою очередь, недополучили сотни миллиардов рублей — деньги, необходимые на ежемесячные выплаты сотрудникам предприятий, а также для поддержания инфраструктуры в надлежащем состоянии и поставки ресурсов потребителям. Такая ситуация грозит жильцам неизбежным снижением качества услуг ЖКХ, утверждает Дмитрий Гордеев.
«Государство стремится тарифы занизить, а ресурсоснабжающие организации пытаются доказать, что им нужно больше денег для эффективной работы, — отметил эксперт. — В 2021 году рост тарифов в среднем будет ниже инфляции. Только примерно в 15 субъектах запланировано их увеличение на уровне инфляции. Такая индексация тарифов объясняется плохим состоянием экономики и доходов домохозяйств. Государство будет проводить политику сдерживания тарифов. Но это в определенной мере сдерживает модернизацию коммунальной инфраструктуры. Если средств на ремонты и обслуживание домов не будет хватать, вырастет количество аварийных ситуаций».
По словам Гордеева, государству надо проработать вопрос расширения субсидий в сфере ЖКХ, а также совершенствовать адресную помощь в оплате «коммуналки» неимущим слоям населения. В противном случае, ресурсники не смогут отбить растущие издержки и качество их услуг будет стремительно ухудшаться.