В «Мертвых душах» интрига строится вокруг «ревизских сказок» — переписей налогоплательщиков. Так вот, бюджет еще с тех гоголевских времен хорошо усвоил, что «сказки» ему идеально подходят. А мы, похоже, для бюджета те самые «мертвые души».
В самом деле, весь прошлый год нам постоянно твердили о том, насколько перенапряжен бюджет, как ему не хватает денег, приучали к тому, что с 2021 года «некоторые» налоги — подоходный с крупных депозитов и с дивидендов на крупные инвестиции на финансовом рынке, налоги на металлургов и производителей удобрений, акцизы и дальше по списку — будут вынужденно увеличены. Хотя перед этим нас многократно и с самых высоких трибун заверяли, что налоги расти не будут. И вдруг неброское признание министра финансов: триллион рублей «не успели потратить». Получается, или нам с самого начала рассказывали сказки, или Минфин окончательно превратился в Кощея, «чахнущего над златом», или дело в чем-то таком, о чем почему-то не говорят.
Конечно, триллион — это только звучит гордо, на самом же деле в масштабах наших госфинансов сумма нерешающая. Следуя закону о бюджете, объем госрасходов должен был составить в 2020 году 23,84 трлн рублей. Невыполнение, еще раз повторим, закона (!) на 1 триллион — это всего 4% бюджетных расходов. С другой стороны, как мы видели, это план размещения гособлигаций на целый квартал. Самое же главное: эти деньги остались в бюджетной кассе невостребованными в тот самый год, когда практически каждый россиянин испытывал изрядные финансовые проблемы из-за падения, а то и вовсе исчезновения доходов. Вот вам и «денег нет, но вы держитесь»! Деньги не просто есть, Минфин «не успел» их потратить.
Технический расклад недозатрат, по словам Силуанова, складывается из заключенных, но неисполненных госконтрактов; из выделенных денег силовым ведомствам, которыми те не воспользовались; из части трансфертов регионам, которые не нашли для них ту самую потребность, которую готов был бы удовлетворить федеральный бюджет. Но половина этого неразмененного триллиона приходится, как выразился Силуанов, на «накопленные средства», которые в 2021 году «пополнят резервный фонд правительства». Другими словами, главный тренд — перекачка средств из бюджета, расходы которого приняты Федеральным собранием и контролируются по крайней мере Счетной палатой, в некие «резервные фонды», которыми правительство будет распоряжаться как ему заблагорассудится.
Понятно, резервные фонды нужны. Как нам рассказывают, они могут понадобиться на вакцинацию населения и дополнительные социальные расходы. Но возникает вопрос: набор целей, на которые могут понадобиться деньги из правительственного резерва, конечно, подвижен, но почему в 2021 году он потребует качественно возросшей суммы? Чем больше в стране возникает ситуаций, требующих экстренного, не предусмотренного заранее финансирования, тем ниже уровень госуправления. Ведь в конце концов управлять — значит, предвидеть.