Главным фактором, который оказал позитивное влияние на котировки нефти, стало достигнутое 5 января соглашение ОПЕК+. Стороны договорились о том, что в течение следующих двух месяцев Россия и Казахстан смогут увеличить производство нефти на 65 тысяч и 10 тысяч баррелей в сутки соответственно. При этом мировой лидер по производству нефти Саудовская Аравия, наоборот, сократит добычу в феврале-марте.
Как указывает агентство Bloomberg, среди других факторов, повлиявших на рост котировок – позитивные новости о распространении вакцин от COVID-19, а также выборы в сенат США, в котором теперь, как и в палате представителей, доминируют демократы, то есть однопартийцы избранного президента Джо Байдена. Ожидается, что с вступлением в должность Байден увеличит расходы на стимулирование
экономики, чему демократический Конгресс препятствовать не будет.
«На фоне мира и гармонии в ОПЕК+ на рынке проявляются уж очень
оптимистичные настроения и надежды на деловое оживление мировой экономики. К тому же, Саудовская Аравия в течение двух месяцев добровольно, хоть и незначительно сократит добычу черного золота. На растущую нефть повлияла и холодная погода в Европе (требуется больше топлива), вместе с котировками нефти стремительно повысилась цена на газ», - объясняет топ-менеджер информационно- аналитического центра Альпари Андрей Лобода.
Для России повышение цен на нефть - хорошая новость, но только для бюджета. «Решение ОПЕК+ стало выгодным для нашей страны, для ее бюджета и особенно для Фонда национального благосостояния. Латать дыры в казне теперь будет проще. Нефть может подрасти еще больше: уже в I квартале 2021 года мы можем увидеть котировки по $60 за бочку. Однако совсем не факт, что рубль на сильную нефть отреагирует укреплением. Дело в том, что слабый рубль всегда был опорой для выхода страны из сложных экономических ситуаций: мы получаем доходы в долларах и их выгодно меняем на слабый рубль. Вряд ли россияне увидят доллар ниже 70 рублей, а евро так и останется на уровне 89-90 рублей, по крайней мере до весны. Укрепление рубля если и случится, то будет символическим. Для укрепления российской нацвалюты нужна политическая воля, но государство можно понять: ему
нужно расширять и эффективно реализовывать действующие социальные программы и инициативы, и сильный рубль тут – не помощник», - подытожил наш собеседник.
Соглашается с этим и ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. «Правительство не допустит сильного укрепления рубля, поскольку это не в интересах государственного бюджета. У нефти же есть шансы на дальнейший рост: по всей планете идет вакцинация, которая сулит восстановление экономики и прекращение кризиса», - отметил эксперт.