На достройку участка СП-2 в немецких водах у «Фортуны» ушло всего две недели. К месту строительства баржа прибыла днем 11 декабря, а вечером 28 декабря оператор проекта Nord Stream 2 сообщил о завершении трубоукладочных работ. В принципе, этот отрезок маршрута можно было проложить и в более сжатые сроки, но строительство велось на глубине в 30 метров, тогда как предыдущая дистанция трубы проходила вдвое выше этой отметки.
Впрочем, достигнутый результат вряд ли стоит считать прорывом. «Процесс возобновления строительства, которое на первый взгляд вошло в активную стадию, на самом деле просто «наверстывает» простой маршрута в течение целого года», — полагает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. Причем, достроенная короткая хорда находится в исключительной экономической зоне Германии, компании которой материально заинтересованы в завершении проекта, поскольку инвестировали в него несколько миллиардов долларов.
Еще 150 километров газопровода участникам проекта предстоит проложить через акваторию Дании. Эти работы, как анонсировала датская сторона, начнутся 15 января. Впрочем, хотя Копенгаген и дал формально вое разрешение на строительство финального участка СП-2, опыт показывает, что после Нового Года датчане могут задействовать различные бюрократические механизмы и снова задержать стройку. Стоит вспомнить, с какой неохотой Копенгаген согласовывал укладку трубы по своим морским глубинам в 2020 году, требуя от участвующих в строительстве судов соответствия огромному перечню технологических новаций.
Как полагает Бодрова, пока Россия умело пользуется политическими хлопотами Вашингтона, сопряженными со сменой главы государства. Тем не менее, американцы продолжают тщательно отслеживать любые технические и юридические операции, направленные на завершение СП-2. В частности, члены Палаты представителей Конгресса США одобрили законопроект об оборонном бюджете, включающий положения об ужесточении санкций против российских газопроводов. Кроме того, Вашингтон обращает внимание на перемещение любых судов, которые могут быть подключены к укладке трубы. В первую очередь, слежка ведется за многофункциональной баржей Oceanic 5000, которая ходит под флагом Барбадоса: считается, то она готова в оперативные сроки принять участие в достройке СП-2.
Если же строительство в датских водах будет вести одна «Фортуна» (скорость прокладки которой – 1 км труб в день), то вывести газопровод на берег Германии, где уже создана сухопутная часть маршрута, она теоретически способна летом следующего года. В таком случае, Вашингтону придется мириться с действительностью — российская труба достигнет точки подключения к европейским транспортным сетям, и страны Старого Света смогут получать углеводороды, стоимость которых окажется гораздо дешевле, нежели сланцевое сырье из США.
Тем не менее, ввод газовой ветки в эксплуатацию рискует оказаться снова сорван. По словам эксперта Академии управления финансами и инвестициями Алексея Кричевского, за счет ужесточения санкционного давления, администрация нового американского президента Джо Байдена способна посредством экономических угроз «заморозить» введение последней нитки газопровода еще на год-полтора.