Посол Семашко не сомневается, что новый контракт о поставках российского газа в Белоруссию будет подписан. «В 6 часов утра 24 декабря еду на «Сапсане» на встречу к Алексею Миллеру (глава «Газпрома» — «МК»). У нас должен быть контракт. Другое дело — на каком уровне договоримся», — написал дипломат на своей странице в соцсети, отметив, что процесс переговоров, возможно, затянется и ударить по рукам стороны смогут за считанные часы до Нового Года. Так было в прошлом году, когда российско-белорусский газовый протокол был подписан буквально за несколько минут до того момента, когда граждане обоих государств сдвинули бокалы в честь очередного торжественного события.
Причина задержки обновления российско-белорусского газового контракта очевидна. По словам эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, в течение уходящего года Белоруссия активно настаивала на снижении цен, и объясняла это тем, что на рынке европейских стран газ стал дешевле российского сырья. «Летом этого года в связи с сокращением спроса на энергоресурсы «голубое топливо» на европейских торговых площадках можно было приобрести за $40-50 за тысячу кубометров. В тоже время Минск по годовому контракту платил $127», — объясняет эксперт.
Действительно, если в январе 2020 года, по данным Федеральной таможенной службы, средняя цена экспортного портфеля «Газпрома» составляла $162 за тысячу кубов, то к маю тарифы снизились более чем вдвое — до $95. На основе такой информации, Минск вроде бы обладает правом добиваться от российской монополии дополнительного дисконта.
Вместе с тем, оперативные сводки таможенных ведомств не включают в себя данные о экспорте «голубого топлива» в Китай, Швейцарию, Данию, Македонию, Боснию и Герцеговину. Объемы поставок ( равно как и цены) в Германию, Нидерланды и Турцию также крайне противоречивы. С этими государств у нашей страны заключены долгосрочные контракты, методика расчета тарифов которых может предполагать как дисконты для покупателя, так и бонусы для поставщика. Исходя из неофициальной информации, для «Газпрома» доходность от продаж сырья в Белоруссию по себестоимости в среднем вдвое ниже, чем экспорт топлива в Европу.
Как отмечает Юшков, сложившаяся в странах ЕС в 2020-м году уникальная ситуация объясняется стечением ряда обстоятельств. Температура в предыдущем осенне-зимнем периоде оставалась достаточно высокой, что позволяло многим европейским потребителям меньше прибегать к отопительным устройствам. Благодаря этому европейские страны, которые являются основными экспортными регионами «Газпрома», сумели накопить значительные запасы «голубого топлива» в подземных хранилищах. «Такая ситуация вызвала сильное падение цен на европейском рынке, однако в настоящее время газ в странах Старого Света стоит до $200 за тыс кубометров. Поэтому аргументация Минска утрачивает свою актуальность», — полагает эксперт.
Тем не менее, в будущем году Белоруссия вряд ли столкнется с топливной голодовкой. «Как и предполагает Семашко, соглашение о продлении поставок «голубого топлива» из России будет пролонгировано, — уверен инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. — В экономических отношениях с Минском наша страна приоритет отдает политической целесообразности. Лукашенко на публике иной раз демонстрирует критическое отношение к Москве, но он понимает, что только Россия способна подпитывать экономику его государства разного рода дотациями. Дешевый российский газ является основной субсидией Минску. Причем, оплачивать поставки, скорее всего, придется самой Москве, уже предоставившей Белоруссии кредит в $1,5 млрд на погашение долгов за обеспечение углеводородами в предыдущие годы».