«Фортуне» будут помогать два судна обеспечения — «Мурман» и «Балтийский исследователь». Участок протяженностью 147 километров, на котором с января предстоит уложить трубы, пролегает к югу от датского острова Борнхольм и должен быть состыкован с другой секцией — со стороны Германии. До конца 2020 года «Фортуна» завершит работы в исключительной экономической зоне Германии, на участке в 2,6 километра. Затем начнется строительство последнего отрезка СП-2 в водах Дании. На это может уйти более трех месяцев, поскольку «Фортуна» укладывает трубы достаточно медленно, со скоростью 1,5 км/день.
Разрешение на достройку и эксплуатацию газопровода в своей экономической зоне Дания выдала еще 1 октября. Ранее она смягчила требования к проекту, разрешив судам с якорным позиционированием (а «Фортуна» относится именно к такому типу) участвовать в работах. Вокруг судов будет создана временная запрещенная для мореплавания зона — по 200 метров с каждой стороны рабочей полосы, говорится в сообщении датского Морского управления. Принципиальный момент: прошедший модернизацию трубоукладчик с динамической системой позиционирования «Академик Черский», на который «Газпром» возлагал основные надежды, оказался пока не у дел.
И хотя американские санкции в отношении СП-2 никто не отменял, «Газпром» явно настроен сделать все от него зависящее, чтобы поставить точку в работах, выполненных на данный момент более чем на 90%, рассуждает эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. Понятно, что «Фортуна» будет продвигаться довольно медленно, поскольку этой барже (в отличие от «Академика Черского»), чтобы укладывать нитку и сваривать ее сегменты, приходится постоянно ставить якоря. Кроме того, море в это время неспокойно. По прогнозам эксперта, работать в датских водах судно будет от трех до пяти месяцев, потом еще пару месяцев продлятся испытания, еще месяцев пять–семь понадобится на разного рода юридические и технические согласования в ЕС. Получается, что реальное функционирование газопровода может начаться лишь где-то через год.
В принципе, особо торопиться «Газпрому» сейчас уже некуда: вот если бы «Северный поток-2» был достроен до начала 2020 года, тогда можно было не подписывать новый пятилетний транзитный договор с Украиной. По нему мы обязаны прокачать в текущем году 65 млрд кубометров газа, в следующем — 40 млрд.
На новые санкционные законопроекты, готовящиеся в США, сегодня оглядываются, скорее, европейцы, нежели «Газпром». Речь в них идет уже не о строительстве (как в прошлогоднем документе), а об обслуживании и вводе в эксплуатацию СП-2, напоминает Юшков. И тут все будет зависеть от того, как поведут себя европейские функционеры: не испугаются ли санкций Вашингтона, насколько они самостоятельны в своих действиях, готовы ли выдавать «Газпрому» все необходимые бумаги. К слову, «Северный поток-2» предназначен не только для немецкого рынка: газ пойдет транзитом через Германию вплоть до Австрии, в газораспределительный центр в Баумгартнере.
Что касается «Газпрома», то ему предстоит решить другой непростой вопрос: как вывести СП-2 из-под действия третьего энергопакета ЕС. Формально это комплекс антимонопольных мер, которые касаются морской части газопровода и запрещают одному поставщику загружать более 50% мощности трубы. В случае с СП-2, это 27,5 млрд кубометров из проектных 55 млрд. Пока есть намеки на то, что «Газпром» вместе с немцами хочет придать «Северному потоку-2» статус климатически важного для Европы проекта и тем самым обойти ограничение со стороны ЕС, рассказывает Юшков.
Конечно, «Академик Черский» мог бы серьезно ускорить процесс строительства, считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Но с ним, по словам эксперта, есть загвоздка в сертификации оборудования и работ, поскольку норвежская компания-сертификатор СП-2 отстранилась от этого, опасаясь американских санкций. И пока российский трубоукладчик не получил необходимой документации для продолжения работ на объекте в полном объеме. Нужно дождаться дополнительной информации из Копенгагена, когда судно прибудет в датские воды и присоединится к «Фортуне».
Между тем, сухопутная часть СП-2 уже построена и полностью готова к вводу. Об этом сообщила генеральный директор «Газпромэкспорта» Елена Бурмистрова.