Закон о единой минимальной цене на табачную продукцию, принятый депутатами сразу во втором и третьем чтениях, запрещает применение любых скидок на сигареты, которые, по оценке парламентариев, до последнего времени могли доходить до 25%. За основу будет принята единая цена никотиновых изделий, которую начнут рассчитывать с учетом минимального акциза за пачку, налога на добавленную стоимость и повышающего коэффициента. Если не вдаваться в детали, то получается, что по формуле, предложенной депутатами, минимальная стоимость сигарет должна вырасти с 90 рублей в 2020 году до 108 рублей в 2021-м (с апреля). Как говорится в принятом законодателями документе, ниже установленной цены легальная табачная продукция не может быть реализована потребителям.
До последнего времени самые низкие цены на табачную продукцию устанавливали сами производители. Такая система устраивала как ритейлеров, так и потребителей. Минимальная стоимость сигарет действительно могла отличаться от максимальной более чем на четверть. Авторы нового закона посчитали, что действующая конструкция позволяет производителям предоставлять курящему населению скрытую скидку, которая не только усугубляет зависимость россиян от табака, но и наносит урон налогооблагаемой базе бюджета.
Как полагает исполнительный директор Движения за права курильщиков Андрей Лоскутов, в новых правилах присутствует доля здравого смысла. Результаты свежего исследования табачного рынка компании Nielsen показывают, что доля нелегальных сигарет в нашей стране в III квартале 2020 года составила 7%. Причем доля контрафакта, поступающего из стран ЕАЭС, выросла с 55% до 64%. А поток нелегальной продукции из Белоруссии увеличился в полтора раза и теперь занимает более половины всего серого табачного рынка нашей страны. «Сокращение нелегального рынка зависит от своевременного принятия назревших изменений в законодательство. В первую очередь, это введение единой минимальной цены на табачную продукцию», — отмечает вице-президент по корпоративным отношениям и коммуникациям JTI Россия Галина Родина.
«Покупая сигареты, рядовой курильщик должен быть застрахован от подделки: если стоимость пачки соответствует установленным законом пределам, то потребитель будет уверен, что не столкнулся с контрафактом. Если цена ниже в два раза (а такие случаи можно встретить повсеместно, особенно в регионах), то надо понимать, что столкнулся с подделкой», — предупреждает Лоскутов.
Между тем, эксперты уверены, что логика борьбы с курением за счет финансово- ограничительных мер выглядит достаточно сомнительной. Помимо новой стратегии расчета минимальной стоимости сигарет, законодателями уже давно было принято решение об увеличении акцизов на табачную продукцию на рекордные 20% с начала 2021 года. Такая практика в большинстве случаев приводит к росту теневого сектора, который постоянно отнимает у легального ритейла все большее пространство на рынке.
«Повышение минимальной цены сигарет вдогонку за ростом акциза на 20% спровоцирует не только увеличение «серого» контрафакта, но и с большой долей вероятности уронит качество легальной продукции, потому что законопослушные производители не смогут остаться в зоне рентабельности на таком фоне, — считает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. — Доля «серых» табачных товаров может увеличиться на 10-20%, а бюджет ничего не заработает». Зато потребитель сразу прочувствует разницу: либо в цене сигарет (если будет покупать «белую» продукцию), либо в качестве (если столкнется с контрафактом).
«Ежегодное увеличение акцизов на табачную продукцию и так является действенным инструментом борьбы с негативно влияющими на здоровье человека пристрастиями. За последние три года, по данным независимых опросов, число курящих россиян снизилось — с 38% до 33%, — объясняет председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. — Тем не менее, в первую очередь государству стоит обратить внимание на импортный нелегальный табак, поступающий из сопредельных стран. Ведь при росте внутренней стоимости на сигареты, одни потребители действительно откажутся от вредной привычки, а другие переориентируются на более дешевую контрафактную продукцию, полноценная защита от которой пока обеспечивается не в полной мере».