Во вторник, 22 декабря биржевой курс евро перевалил за 92, а доллара – за 75. Этому способствовали краткосрочные факторы: локальный обвал цен на нефть и тревожные вести из-за рубежа, связанные с новым, более заразным штаммом коронавируса. Впрочем, проблема не только в этих внешних ситуативных рисках, но и в глобальных внутренних проблемах российской экономики.
Баррель Brent, который до этого уверенно прибавлял, снизился до $50. Упали и мировые фондовые рынки, в частности, европейские индексы – на 2%, азиатские и американские – на 1%. Инвесторы запаниковали, узнав, что обнаруженная в Великобритании новая, особо заразная мутация COVID-19 зафиксирована также в Нидерландах, Дании, Италии и Австралии. Очевидно, что если очередная волна локдаунов захлестнет планету, это замедлит темпы восстановления экономик, обернется дальнейшим падением спроса и цен на нефть, интереса рынков к активам развивающихся стран.
А ведь еще 20 декабря доллар стоил 73 рубля, евро – меньше 90. И вот новое падение…Впрочем, американские (или русские?) горки продолжаются для рубля весь год.
2 ноября, курс был, соответственно, 80,5 и 93,7. Но если на коротких отрезках снижение рубля сменяется ростом и наоборот, то на длинной дистанции все очевидно: рубль приговорен к ослаблению.
К примеру, год назад рубль не достигал уровня 70 за доллар, констатирует руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. При этом, по его словам, никакого отскока к предыдущим рубежам не происходит. И вполне вероятно, что 2020 год закончится для отечественной валюты на отметках около 80 за доллар и 95 - за евро, поскольку никаких хороших новостей для рубля оставшиеся дни уходящего года не сулят.
Помимо снижения нефтяных котировок и введения очередных карантинных мер в Европе, к факторам, непосредственно влияющим на курс рубля, Деев относит сообщения о новой порции антироссийских санкций со стороны США. Эти меры коснулись российских компаний, связанных с оборонным сектором, космосом и авиацией.
Примечательно, что рубль заметно укрепился в дни, предшествовавшие пресс-конференции президента Путина 17 декабря. Такое ощущение, что кто-то активно его покупал, продавая доллары и евро, рассуждает инвестиционный менеджер «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. На взгляд собеседника «МК», едва ли в ближайший месяц рублю после нынешнего падения удастся вернуться на прежние позиции. Будучи свободно плавающей валютой, к тому же валютой сырьевой, рентной экономики, рубль подвержен многочисленным рискам, которые постоянно толкают его вниз.
Поведение рубля, который с начала ноября прибавил к доллару почти 10%, смотрится необычно и противоречит сезонной тенденции на его ослабление в декабре-январе, отмечает финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич. А то, что случилось сейчас, это естественный «коррекционный» откат, назревший одновременный на фондовом, сырьевом и валютном рынках. Не исключено, что в течение следующего года рубль упадет до исторических минимумов в 87 за доллар и 102 за евро. Но это – экстремальный сценарий, куда более вероятен вариант в 70 и 88 рублей соответственно.
Не существует крепкой национальной валюты при слабой экономике, напоминает доктор экономических наук Игорь Николаев. На горизонте нескольких месяцев, по его оценке, стоит ориентироваться на курс 80 рублей за доллар. Отскок возможен, но лишь до отметки 73–75. А по словам завотделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН Якова Миркина, если начнут реализовываться риски, связанные с санкциями, с усилением кризисных явлений в экономике ЕС, со сдуванием пузырей в мировых финансах, рубль будет метаться и на пике может дойти до 85 за доллар.