Алексей ЗУБЕЦ, профессор Финансового университета при правительстве РФ:
«Индексации заслуживают, прежде всего, те работающие пенсионеры, у которых низкая пенсия и низкая зарплата. К ним, в частности, относятся люди в преклонном возрасте (за 70), лишенные возможности рассчитывать на повышение зарплаты. Это, например, вахтеры, сторожи, курьеры. Бывают также абсолютно кричащие ситуации, когда пенсия и зарплата человека не дотягивают в сумме даже до прожиточного минимума (около 11 тысяч рублей), и вот тут индексация крайне необходима. Еще одна категория, на которую следует обратить внимание, - врачи, медсестры, учителя, словом, все те, кто выполняет социально значимые функции. Но им, скорее, надо повышать зарплату, а не пенсию. Если же мы говорим о каких-то опасных производствах и тяжелых условиях труда, там зарплата как правило нормальная, и эти категории нуждаются в индексации в меньшей степени. Хотя с точки зрения здравого смысла такая мера вполне оправдана».
Сергей СМИРНОВ, заведующий Центром анализа социальных программ и рисков Института социальной политики:
«Исходя из сделанного президентом заявления, практически невозможно понять, каких категорий работающих пенсионеров может коснуться индексация. Похоже, что эти слова были просто вложены в уста Путина его помощниками, и во власти до сих пор точно не представляют, о ком будет идти речь. Вполне возможно, что повышение затронет работающих инвалидов и пожилых людей с хроническими заболеваниями, которым необходимы дополнительные субсидии на приобретение лекарств. Также на индексацию могут претендовать работающие пенсионеры с откровенно маленькими выплатами по старости. Очевиден тот факт, что подобные субсидии окажутся немногочисленными как по размеру, так и по числу людей, которым они достанутся. Масштаб выплат будет крайне скромным, поскольку российский бюджет испытывает серьезную нехватку средств. Поэтому такое заявление президента стоит рассматривать как политический сюжет, направленный на разрядку социальной атмосферы и обеспечение спокойствия определенной группы граждан в достаточно критических финансовых условиях».
Павел КУДЮКИН, экс-замминистра труда:
«Если рассуждать логически, то индексация должна зависеть от совокупного дохода граждан, то есть, общей суммы пенсии и приплюсованной к ней заработной платы. Возможно, будет поставлен определенный потолок, например, в два минимальных размера оплаты труда: если доходы человека не превышают такую отметку, то он может рассчитывать на индексацию от правительства; если общая сумма заработка выходит за установленные пределы, то прибавки не будет. В любом случае, индексация затронет самых малоимущих россиян, которым даже на пенсии приходится подрабатывать, чтобы обеспечить себе относительное благополучие — консьержек, сторожей или бабушек, за копейки моющих полы в подъездах».
Анна БОДРОВА, старший аналитик ИАЦ «Альпари»:
«Работающие пенсионеры являются большой головной болью для властей, как финансовой, так и моральной. Процесс индексации пенсий для данной категории идет очень медленно и со скрипом. Это странно, поскольку для государства как центра распределения финансов не должно быть никакой разницы, трудится пенсионер или нет. Раз пройден возрастной ценз или отсечка по стажу, пенсии положены, и точка. Соответственно, положены и индексации наравне с остальными. Какой смысл в том, чтобы расставлять работающих пенсионеров по ранжиру в плане индексации пенсий, определять какие-то градации – кому жизненно необходимо, а кто обойдется? Я вижу только один резон: влезть к гражданам в карман и детально посчитать, сколько там денег. Это личный выбор человека в возрасте: можешь и считаешь нужным работать — работай, тем более что основная масса пожилых россиян заняты в должностях, особенно и не востребованными остальными. Скорее, говорить надо о том, что этими индексациями, которыми так гордятся «наверху», невозможно подтянуть среднестатистические пенсии до уровня комфортной жизни, а не прозябания».