Оказывается, сотрудничество «Группы ГАЗ» с немецким производителем началось еще два года назад. До начала работы с Горьковским автозаводом компания EFA-S GmbH (ElektroFahrzeuge Stuttgart GmbH) занималась в основном переоборудованием коммерческой техники с пробегом, давая новую жизнь автомобилям с низким экологическим классом. Первые электромобили на базе «ГАЗелей» немцы представили осенью 2019 года.
Нижегородские автомобили оснащают в Германии аккумуляторными батареями и электромоторами, а также системой управления высоковольтным оборудованием. С ними электромобиль может проходить без подзарядки более 200 км (а с системой рекуперации – даже до 300 км). Компания выпускает на заказ электромобили полным весом 4,25 т (по немецкому законодательству, электромобили полной массой 4,25 тонны приравниваются к дизельным собратьям полной массой 3,5 тонны, то есть ими можно управлять с обычным водительским удостоверением категории «В») и 4,6 т.
Спрос на электромобили в Германии с каждым годом растет, тем более что там он стимулируется повышенными государственными субсидиями: покупателям компенсируют до 50% в разнице стоимости электрической и дизельной версий. Так что сумма экономии может оказаться весьма весомой.
Почему «ГАЗели»?
Компания EFA-S GmbH в своем пресс-релизе отмечает «современные технологии, модульную концепцию и чрезвычайно прочную раму» «ГАЗели», благодаря чему нижегородский автомобиль — цитата — «идеально подходит в качестве базового для создания многочисленных моделей электротранспорта». В основном поставляются покупателям цельнометаллические фургоны и бортовые грузовики с однорядными и двухрядными кабинами.
«Мы рады работать с Горьковским автомобильным заводом, потому что его автомобили известны выносливостью, высокой функциональностью и низкой стоимостью владения», — комментировал Бастиан Бейтель, генеральный директор EFA-S GmbH. Железный аргумент в пользу российской «базы» — и её конкурентоспособная отпускная стоимость.
Не так давно электрический грузовик на базе «ГАЗели» с двойной кабиной получила для эксплуатации дорожно-строительная служба небольшого городка Эсслинген, что близ Штуттгарта. При работе в городской черте автомобилю не требуется делать большой пробег без подзарядки, для него не существенна возможность развивать высокие скорости, но на первый план выходит забота о снижении количества вредных выбросов. Поэтому служебный транспорт с электродвигателем — тихий, экологически чистый и экономичный — весьма актуален, — отметил Винфрид Германн, министр транспорта в ландтаге (парламенте) земли Баден-Вюртемберг.
А в России?
Судя по новостям последних месяцев, до собственного производства коммерческих электромобилей в России тоже уже недалеко. В сентябре Горьковский автозавод представил предсерийные (то есть, собранные на заводском конвейере в рамках подготовки к старту серийного производства) коммерческие электромобили GAZelle e-NN. Единая унифицированная электроплатформа позволяет выпускать полную линейку легкого коммерческого транспорта на электротяге: бортовые грузовики, микроавтобусы, фургоны и различные варианты специальной техники.
А в городском пассажирском транспорте современные технологии уже внедрены серийно: с 2018 года «Группа ГАЗ» выпускает на конвейере Ликинского автобусного завода большие городские электробусы для Москвы.
Электромобиль без водителя
На базе электрических ГАЗелей инженеры «Группы ГАЗ» разрабатывают еще один инновационный проект – беспилотные автомобили.
Сообщалось, что беспилотная «ГАЗель» уже не просто испытывается на закрытых полигонах, а работает в опытно-промышленном режиме на реальном промышленном объекте. В этом году автомобиль без водителя, созданный на Горьковском автозаводе, перевозил грузы на внутрипромысловых дорогах Южно-Приобского месторождения компании «Газпром нефть».
Контроль за беспилотником ведется через специальное приложение: удаленный оператор получает запрос от логистического центра и направляет машину, работающую в полностью беспилотном режиме, в точки загрузки и выгрузки по одному из заданных маршрутов. В логике поведения беспилотника предусмотрены отклики на самые разные ситуации. Так, например, ГАЗель останавливается перед неподвижными препятствиями и анализирует возможности объезда.
К проекту привлечены ученые опорного вуза предприятия – Нижегородского государственного технического университета, который всегда был кузницей кадров для ГАЗа, а в последние годы стал полноправным стратегическим партнером инженерного центра «Группы» в инновационных разработках.
Кадры для инноваций
Чтобы создавать инновационные продукты, нужны продвинутые, высококвалифицированные кадры, которые будут работать фактически на стыке автомобильной отрасли и IT-технологий. Будущая инженерная элита «выращивается» в федеральных образовательных проектах, которые реализуются при поддержке акционера «Группы ГАЗ» Олега Дерипаски.
«Принципиальная позиция Олега Владимировича заключалась в том, чтобы развивать собственные сильные инженерные компетенции, обучать молодых специалистов, чтобы отечественные машины создавались российскими инженерами на российском заводе. Мы растим будущих специалистов в сотрудничестве с ведущими техническими вузами страны. Каждый год на наших предприятиях проходят практику более полутора тысяч студентов профессиональных училищ и вузов», - рассказывает директор по персоналу «Группы ГАЗ» Елена Марштупа.
Благотворительный фонд «Вольное дело» Олега Дерипаски финансирует проекты для выявления талантливой молодёжи, в которых активно участвует ГАЗ.
«Мы поддерживаем программу „Робототехника“, „Робофесты“ и „Робокроссы“, где ребята получают реальную профессиональную подготовку для работы на современных автоматизированных производствах. Мы предоставляем талантливой молодежи возможность получать новые знания и навыки — в робототехнических кружках на базе школ и техникумов, на специальных кафедрах в вузах. А после вузов они приходят в наши инженерные службы разрабатывать транспорт будущего», — рассказала Елена Марштупа.
В содружестве с вузами, с молодыми учеными «Группа ГАЗ» за последние несколько лет достигла много. «Стратегическое мышление собственника О.В. Дерипаски позволило выстоять в непростое время в начале 2000-х, и сегодня на ГАЗе очень интенсивно происходит развитие и постановка на производство современных моделей, которые отвечают самым современным мировым требованиям, - отмечает Сергей Дмитриев, ректор НГТУ им Р.Е. Алексеева.
И пока эксперты рассуждают на тему перспектив транспорта с ADAS и электромобилей, не давая окончательного ответа, когда же они появятся на дорогах страны, за рубежом уже ездит российская ГАЗель на электротяге, а по ханты-мансийскому месторождению уверенно движется беспилотник, созданный нижегородскими инженерами.