Едва успев узнать о том, что российские суда вплотную приблизились к последней точке строительства СП-2 и готовы оперативно приступить к завершению маршрута, Вашингтон возобновил активный прессинг проекта на геополитическом пространстве. Исполняющая обязанности посла США в Германии Робин Куинвилл попыталась убедить ЕС, что газопровод, идущий, как известно, в обход Украины, является «не экономическим, а политическим инструментом Кремля», способствующим «разделению Европы». Она снова призвала страны Старого Света и, в первую очередь Германию, наложить мораторий на укладку последнего отрезка газопровода, отметив, что это «станет четким сигналом» европейцам, которым больше не придется мириться «с постоянным злонамеренным поведением России».
В Берлине «четкий сигнал» Вашингтона восприняли по-своему. Как заявила представительница Минэнерго ФРГ Анна Софи Айхлер, Германия не признает экстерриториальные претензии, которые могут быть направлены против фирм, участвующих в строительстве СП-2. «Мы отвергаем возможные санкции, так как не считаем их совместимыми с международным правом. В этом изменений нет», — прокомментировала она слова американского дипломата. В свою очередь, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова напомнила, что вероятность ослабления позиций Запада за счет роста поставок углеводородов из нашей страны была обозначена еще в начале 1980-х годов тогдашним президентом США Рональдом Рейганом. «Российская труба, куда, когда и как бы она ни шла, какими бы договорами она ни была легитимизирована, вызывает у США десятилетиями одну реакцию — политической агрессии и незаконного противодействия», — отметила Захарова.
Как полагают эксперты, нынешнее зимнее обострение политических выпадов против СП-2 вполне естественно. Российские корабли, трубоукладчик «Академик Черский» и баржа «Фортуна», барражируют вблизи места завершения газопроводной ветки, правда, постоянно, меняют точку дислокации. Такие маневры специалисты объясняют либо приспособляемостью к ведению работ в зимних условиях, либо попыткой запутать американские ведомства и, тем самым, оградить от санкций задействованные в строительстве суда. В частности, Вашингтон грозит предъявить очередные финансовые претензии европейским компаниям, обеспечивающим морской флот «Газпрома» сопроводительными гарантиями.
По словам генерального директора Центра политической информации Алексея Мухина, накаляя политическую обстановку вокруг СП-2, в том числе, ссорясь с Берлином, Вашингтон рискует наступить на собственные грабли. «Для большинства немецких политиков строительство этого газопровода, в который ФРГ вложила миллиарды долларов, является делом принципа. Если немцы пойдут на поводу у заокеанских советчиков, то, во-первых, они нанесут ущерб собственной экономике, а, во-вторых, позволят утверждать, что Берлин подчиняется управлению извне, и слепо следует рекомендациям американской административной машины», — объясняет политолог.
Между тем, США сохраняют за собой более действенные инструменты сопротивления введению газопровода в эксплуатацию. Американские сенаторы уже давно согласовали законопроект о новых санкциях, не позволяющих европейским компаниям предоставлять поддержку участвующим в проекте судовладельцам. В первую очередь, это касается сертификации и страхования кораблей. В результате, «Газпром» рискует потерять около сотни зарубежных контрагентов, так или иначе участвующих в достройке и дальнейшей эксплуатации СП-2. Как отмечает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, подобная мера, пока еще, к счастью, не принятая официально, способна оказаться эффективной мерой по задержке реализации проекта. Например, норвежская сертификационная компания Det Norske Veritas из-за угрозы ужесточения ограничительных мер США уже частично свернула свое участие в работе над газопроводом.
Аналогичные отказы от страховщиков могут обернуться еще более неприятными последствиями. В их отсутствии компенсация любого аварийного инцидента, например, пожара, ляжет на плечи управляющей газопроводом фирмы. Если вспомнить катастрофу на нефтяных промыслах в Мексиканском заливе в 2010 году, когда общая сумма взысканий с добывающих компаний повысила $50 млрд, то издержки, которые в аналогичном случае придется выплачивать владельцам СП-2, рискуют в несколько раз превысить стоимость самого газопровода.