По результатам опроса российских предпринимателей впору поздравлять. Во-первых, опрос свидетельствует о том, что в общественном мнении частные предприниматели России получили очередную порцию признания. Доля россиян, положительно относящихся к предпринимательству, выросла и составила 80% по сравнению с 77% годом раньше. Во-вторых, растет доля тех, кто готов стать бизнесменом. Если раньше она колебалась вокруг 25%, то теперь — 29%.
Какой следует вывод? Cами организаторы воздержались от фанфар по поводу улучшения российского инвестиционного климата. С другой стороны, они связывают тренд в пользу дальнейшего обеления фигуры российского предпринимателя с деятельностью государства. Эта связка совершенно оправданна. Но оценки опрашивавших нуждаются в уточнении.
Авторы исследования связывают результаты опроса прежде всего с мерами господдержки малого и среднего бизнеса. Действительно, есть нацпроект поддержки малого и среднего бизнеса, есть банк, который должен специализироваться на поддержке этого сектора экономики, есть — и это сегодня, наверное, главное — адресные меры поддержки в условиях вирусного кризиса. Они включают в себя прежде всего кредиты на поддержку уровня занятости в этом секторе под 0–2% годовых; списание долгов; отсрочки по выплате налогов и арендной платы.
Вот и в США отмечается рост заявок на регистрацию новых компаний (заявок, а не высказываний об открытии своего бизнеса). Но если за океаном среди мотивов такого роста очевидно желание приобщиться к господдержке, то в России это вряд ли решающий фактор. В противном случае как быть с тем, что сам опрос показал: респонденты считают меры господдержки недостаточными? Это в США инвестиционный климат и раньше благоприятствовал предпринимателям, а теперь появились новые льготы. В России не так. К тому же почему у нас только 7% готовы открыть свой бизнес в течение ближайших трех лет, ведь потом льготы могут выветриться?
Организаторы опроса предпочитают не оценивать его результаты со стороны сегодняшнего экономического положения, в котором оказались мы все. Налицо растущая угроза безработицы, резкое падение и без того низких доходов. В этих условиях люди, не утратившие социальной активности и ответственности за свою судьбу и судьбу своих семей, готовы к рискам частного предпринимательства.
Стоит напомнить результаты другого опроса, они были опубликованы в конце февраля 2019 года, задолго до нынешнего кризиса и антикризисных мер поддержки малого и среднего бизнеса. Его провел «ВЦИОМ-Спутник». Тогда 62% россиян считали, что честный бизнес вести в нашей стране невозможно. Но одновременно 89% заявили о своем положительном отношении к бизнесменам. Как одно соотносится с другим? В опросе 2019 года чаще всего о желании иметь свой бизнес заявили люди 45–59 лет. Это зрелый возраст, в нем начинать свой бизнес чаще всего стремятся не ради реализации мечты, не следуя за каким-то открытием (или надеждой на него), не ради амбиций, а скорее от отчаяния. От того, что весь предыдущий профессиональный, карьерный и вообще жизненный путь не привел к успеху, прежние расчеты не оправдались, впереди — полунищенская пенсия, и частный бизнес — последняя надежда остаться на плаву. Но это не то отчаяние, от которого опускаются руки. Наоборот, это самомобилизация (включая и мобилизацию финансовых возможностей), выбор рискованного пути, который совсем не гарантированно может отодвинуть надвигающуюся бедность.
То же смелое решение, вызывающее уважение хотя бы потому, что человек рассчитывает прежде всего на самого себя и верит в свои силы, лежит в основе роста желающих стать бизнесменами по результатам последнего опроса. Госльготы опрошенные, конечно, учитывали. Но решающим фактором, скорее, был очевидный провал социальной политики государства. Что же касается соотношения: 29% готовы уйти в частный бизнес, но только 7% готовы сделать это в ближайшие три года, то это отражение сложности выбора.
В любом случае судьбу надо брать в свои руки, они надежнее рук чиновников.