Норвегия поставила под сомнение нефтяную стабильность России

Решение Осло нарастить добычу с 2021 года грозит вновь обрушить цену барреля

Норвегия собралась увеличивать добычу и продажу своей нефти с января. Для России это весьма неприятная новость. Сегодня на мировом рынке и без того сложился серьезный переизбыток углеводородов, предложение доминирует над спросом. При этом добычу пытаются наращивать все новые, не входящие в ОПЕК+, игроки – Соединенные Штаты, Канада, Бразилия, Гайана и другие. В итоге экспортные позиции нашей страны, мягко говоря, не крепнут: в перспективе Россия может потерять часть своей доли рынка и прибыли.  

Решение Осло нарастить добычу с 2021 года грозит вновь обрушить цену барреля
Фото: pexels.com

Сообщение о новых планах Норвегии опубликовало на своем официальном сайте национальное министерство нефти и энергетики. В нем говорится, что с июня по декабрь Норвегия сокращала добычу, и что «действие этих мер истечет 31 декабря». Но теперь чиновники в Осло решили, что свою благородную миссию, связанную с задачей стабилизации мирового рынка, страна уже выполнила. К тому же Норвегия не входит в ОПЕК+ и не была приглашена на встречу картеля, состоявшуюся 1-3 декабря. Ее участники, напомним, договорились регулировать нефтедобычу следующим образом: с января они могут увеличивать производство на 500 тысяч баррелей в сутки ежемесячно, а с апреля – на 2 млн б/с.

Наращивать добычу Норвегия будет в первую очередь на огромном, открытом в 2010 году месторождении Johan Sverdrup на шельфе в Северном море, примерно в 140 - 160 км к западу от города Ставангер. Сейчас здесь качают по 4,4 млн баррелей в месяц. В июне Норвегия стала меньше добывать сырой нефти на 250 тысяч б/с, а затем - еще на 134 б/с (до конца текущего года).

Пока страны ОПЕК+ придерживаются условий сделки, другие участники рынка, не связанные обязательствами, добычу наращивают, говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. По его словам, это, в первую очередь, США, Канада, страны Латинской Америки. Постепенно восстанавливается добыча в Ливии, Иран надеется на отмену санкций со стороны США, после чего страна может выйти на уровень 2 млн б/с (с нынешних 300 тысяч). Что касается Норвегии, то с нового года прирост добываемых объемов составит 400 тысяч б/с, а затем, в течение полугода – еще 300 тысяч б/с. Все эти действия в совокупности приведут к предсказуемому снижению цен до $40-42 за баррель. На рынок хлынет «лишняя» нефть в размере 2-3 млн б/с.

Между тем, Россия продолжает соблюдать условия сделки ОПЕК+, и уже поэтому ее экспортные позиции ослаблены. В 2020 году поставки нефти на внешние рынки из РФ сократились в среднем на 15%, напоминает Деев. В целом, на его взгляд, ситуация складывается неблагоприятно для нашей страны, поскольку конкуренты действуют предельно жестко, тесня наших поставщиков. В частности, Саудовская Аравия объявила о снижении цен для клиентов в АТР, чем воспользовался Китай. В дальнейшем Россия рискует потерять часть своей доли рынка и прибыли, поскольку на фоне низких цен придется еще больше снижать стоимость закупки для клиентов.

А вот Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при правительстве РФ, не видит оснований для беспокойства. Действительно, признает собеседник «МК», на рынке растет разрыв между спросом и предложением. Он усугубляется пандемией, тем, что страны вводят все новые ограничения на перемещения граждан. И если кто-то начинает наращивать объемы нефтедобычи, это воспринимается остальными игроками однозначно негативно. Однако Норвегия, если присмотреться, не способна «взорвать» рынок, поскольку отличаются крайне консервативным, осторожным подходом к этой индустрии, и от новых масштабных проектов воздерживается. Норвежцы давно испытывают проблемы именно с добычей: их месторождения в Северном море истощаются, и чтобы поддерживать прежние объемы, им надо уходить выше - в Норвежское и Баренцево моря. Но это требует более серьезных вложений, которые, как убеждены в Осло, едва ли окупятся при нынешних ценах на нефть.

Норвегия не входит в ОПЕК+, и ее решение не подорвет сделку. Это возможно лишь в случае, если на такой шаг пойдет кто-то из участников, испытывающих большой дефицит доверия друг к другу, рассуждает Юшков. Что касается России, мы действительно пересекаемся с Норвегией на европейском рынке сбыта, особенно в Западной и Северо-Западной Европе. Вместе с тем, по словам эксперта, у России нет сейчас проблем со сбытом нефти в глобальном измерении: как ни парадоксально, но весь 2020 год наш сорт Urals был востребован на Западе. Это связано с тем, что в прошлом году США ввели жесткие санкции в отношении Венесуэлы, по сути, запретив ей экспортировать нефть. И именно американские компании, чтобы восполнить пробел, стали закупать очень много смеси Urals. 

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28435 от 8 декабря 2020

Заголовок в газете: Норвежская угроза

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру