Сейчас по всей стране проходят региональные транспортные реформы. Как и в Твери, проекты реализуются, в том числе, и при активном участии крупнейшего производителя транспорта – Ликинского автобусного завода. Многие города сделали ставку на большие автобусы в достаточном количестве и остановили свой выбор на марке «ЛиАЗ». Машины выпускаются в Подмосковье.
Начиная с 2005 года, когда ЛиАЗ вошел в «Группу ГАЗ» Олега Дерипаски, предприятие практически каждый год удивляет новинками. Так первый в России электробус и газовый автобус был создан здесь. Также на заводе построено производство туристических автобусов. И именно эти машины стали основным транспортом, обслуживавшим маршруты во время Зимних Олимпийских Игр 2014 года. А низкопольные городские машины ЛиАЗ перевозили гостей Чемпионата мира по футболу 2018. Год назад по заказу Московской области на предприятии начали производство пригородных автобусов на базе популярной низкопольной модели. В этом году группа ГАЗ первой на территории РФ сертифицировала инновационный автобус, работающий на сжиженном природном газе.
Новые модели и современные подходы к производству не создашь без высококвалифицированных специалистов. По инициативе Дерипаски в стране реализуется программа развития инженерных кадров, а в самой компании сформирован единый инженерный центр, объединяющий новые разработки всех предприятий компании, где сегодня создается транспорт будущего.
Разнообразие моделей дает возможность выбрать каждому региону модели исходя из собственных приоритетов и бюджетных возможностей. Поэтому ЛиАЗы стали практически основой обновления парков регионов России. В том числе - в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Алексей Семенов, заместитель министра транспорта РФ:
- Заявки регионов оцениваются более чем по 20 показателям, в том числе по состоянию транспортной инфраструктуры агломерации в целом, возможности использования безналичной оплаты проезда, ценовой доступности и наличию газозаправочной инфраструктуры. Еще одно важное требование: должны приобретаться транспортные средства большого или особо большого класса со 100% низкопольной частью салона. В 2020 году Пермь стала первым городом, куда поступили новые низкопольные автобусы "ЛиАЗ". Все поступившие в пермские автопарки автобусы оснащены цифровой системой контроля и поддержания состояния работоспособности. Жителям Перми новые автобусы уже понравились: они вместительные, чистые, оплатить проезд можно картой.
Иногда горожане с недоверием относятся к нововведениям. Однако впоследствии, когда система работы транспорта уже отлажена и вошла в колею, не скрывают своего удивления и восторга. Кондиционеры, USB-зарядки, интернет-роутеры, есть даже место для собаки-поводыря. Мамам с колясками и маломобильным пассажирам теперь легко забраться в салон. Помимо ровного пола и откидной аппарели машина умеет «кланяться» пассажиру. То есть на остановках система книлинг наклоняет автобус в сторону дверей, таким образом пол транспорта и бордюр тротуара получаются практически на одном уровне.
- Заходить удобно, три двери, водитель открывает сразу все, а не как раньше, одну откроют и все, беги к ней. Еще и оплата карточкой, тоже хорошо, не надо с мелочью возиться, да и платить так получается меньше на два рубля, - говорит Надежда Плюснина, жительница Перми. – Еще мне бросилось в глаза, что водители все в белых рубашках, пристегнутые ремнями.
В современных автобусах действительно все водители пристегнуты, иначе умный автобус не сдвинется с места. И пока все двери полностью не закроются тоже никуда не поедет. Еще один немаловажный момент – экологичность транспорта. Все автобусы соответствуют экологическому стандарту «Евро-5». А города, приобретающие транспорт, работающий на природном газе, достигают сразу двух целей: уменьшение вредных выбросов в атмосферу и экономия топливных затрат. Сжатый природный газ по своему химическому составу сгорает без образования дыма, а содержание вредных оксидов в 4 раза ниже допустимых пределов, установленных стандартом, что особенно актуально в крупных городах. Вдобавок компримированный природный газ стоит в 1,5- 2 раза дешевле дизеля или бензина.
«Экономия почти 8 рублей на километре. То есть за год со ста единиц техники мы экономим только на топливе 60 миллионов… – рассказывает гендиректор Единой транспортной компании Белгородской области Александр Васильченко про преимущества закупленных недавно ЛиАЗов. - Выбрали эту модель неслучайно, она себя зарекомендовала на Олимпиаде в Сочи, после чего они сделали еще некую модернизацию и улучшили ее. Мы получили 58 автобусов, а на прошлой неделе заключили контракт еще на семь».
Современное автобусостроение заточено под потребности пассажиропервозчиков. Модельный ряд Ликинского завода варьируется от среднего до особо большого класса пассажировместимостью от 72 до 201 человек. То есть можно скомпоновать автопарк, учитывая загруженность маршрутов. Ведь если при высоком пассажиропотоке пустить на линию короткие автобусы, людям будет, мягко говоря, некомфортно. А использование машин одной марки и разной вместимости позволяет владельцам автопарков, например, не перевозить воздух на незагруженных маршрутах и при этом сэкономиить на эксплуатационных расходах и запчастях. Немаловажно и то, что широкий модельный ряд позволяет подобрать транспорт под нужды конкретного региона. У кого-то много грунтовых дорог, у кого-то частые остановки на междугородных маршрутах. А, например, в Нижнем Новгороде, Владивостоке и Сочи – сложный рельеф.
- При выборе автобусов мы ориентировались на способность машины преодолевать затяжные подъемы, - рассказывает Сергей Робилко, вице-мэр г. Сочи. - Это очень важно для города с частым перепадом высот в рельефе. Уверен, жители и гости курорта оценят комфорт, надежность и безопасность новых автобусов.
Ориентация на нужды заказчика – основной принцип производственной системы, внедренной акционером компании на предприятиях «Группы ГАЗ», в том числе и на Ликинском автобусном заводе. Большое внимание уделяется внедрению новых технологий. Во многом, именно инвестиции в инновации и определяют сегодня позиции техники марки ЛиАЗ на рынке. Так на заводе есть единственный на территории Восточной Европы комплекс катафорезного грунтования. Эта технология позволяет защитить кузов от коррозии на срок до 12 лет. Также конвейерная сборка позволяет даже новые модели изготавливать в общем потоке.
Как сообщают в компании, сейчас в планах – электробус-«гармошка» повышенной вместимости и рестайлинг популярных моделей. Ждем, как будут выглядеть новые продукты завода.