Скандал в большом нефтяном семействе все-таки произошел: хотя министры стран ОПЕК на последнем саммите утвердили продление текущих ограничений по добыче «черного золота» в 7,7 млн баррелей в сутки на I квартал 2021 года, их рекомендации принять аналогичное решение, адресованные ОПЕК+, были отвергнуты. Участники расширенного состава альянса потребовали дополнительных консультаций и перенесли дату окончательного решения на 3 декабря.
Основное сопротивление продлению сделки, условия которой были обновлены еще весной этого года, оказывают ОАЭ и Казахстан. Напомним, что с мая представители ОПЕК+ договорились о снижении производства на 9,7 млн баррелей в день; с августа ограничение мощностей было смягчено до 7,7 млн «бочек» в сутки, а с начала 2021 года сдерживание квот должно было сократиться до 5,8 млн.
Однако ценовая нестабильность на нефтяном рынке, которой способствовали прогнозы о второй и даже третьей волне эпидемии коронавируса, стала поводом для отказа от роста добычи в будущем году: задолго до своего последнего заседания многие нефтяные экспортеры, в первую очередь, Саудовская Аравия, предлагали сдвинуть сроки увеличения объемов добычи. На первый взгляд, все шло по плану — представители ОПЕК выступили с соответствующими рекомендациями к членам ОПЕК+ (в этот альянс помимо традиционных участников нефтяного картеля входят еще десять независимых поставщиков сырья, в частности, Россия и Казахстан). Однако, поскольку решение о квотах на добычу должно быть утверждено консенсусно, а делегаты Абу-Даби и Нур-Султана выступили против, то вердикт, на основе которого альянс собирается регулировать добывающие квоты, был отложен на пару дней.
По словам генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, выработать идеальное решение в настоящее время у нефтяных экспортеров вряд ли получится. Каждый участник альянса, в том числе Россия, заинтересованы в повышении производственных лимитов. «Это важно не только для нашей добывающей отрасли, но и для всей отечественной индустрии, успехи которой зависят непосредственно от уровня производства энергоресурсов. Тем более, что процесс выхода из застоя, когда российские холдинги будут переключать производство с контролируемых объемов добычи на рост производственных уровней, отнимет немало времени», - говорит эксперт. Но при этом он отмечает, что есть и другая сторона проблемы: увеличение добычи может серьезно обвалить котировки на «черное золото», что ударит по федеральному бюджету России, доходы которого в немалой степени зависят от экспорта энергоресурсов.
Как обращают внимание эксперты, даже несмотря на обещания, подтвержденные резолюциями ОПЕК+, многие участники альянса довольно неаккуратно относятся к исполнению взятых на себя обязательств. Скажем, ОАЭ в августе превысили производственные квоту на 100 тыс баррелей в сутки. Они объясняли рост добычи сезонным увеличением спроса на внутреннем рынке, однако Абу-Даби вполне могли бы накапливать сырье в подземных хранилищах или на морских танкерах, чтобы в дальнейшем при удобном случае реализовать топливо, если цены на углеводороды поползут вверх.
«До 3 декабря компромисс между основными участниками мирового нефтяного рынка будет достигнут, однако в этот раз, когда напряжение внутри ОПЕК+ фактически достигло апогея, битва будет идти за каждый баррель», — предсказывает Симонов.