Наступающий Новый год обойдется потребителям в кругленькую сумму. Новогодняя корзина продуктов питания дорожает в России ежегодно, и на рубеже 2020 и 2021 годов наверняка будет побит очередной рекорд ее стоимости. Это связано с общим снижением уровня доходов населения и повсеместным подорожанием продуктов питания. Напомним, что в прошлогодние новогодние праздники, стоимость такой продуктовой корзины, по оценкам статистиков, составляла около 10 тысяч рублей.
«В 2020-м много факторов привело к тому, что продукты питания стали дорожать, — говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — На первом месте — девальвация рубля, который подешевел к доллару более чем на 20%. Это сказалось на затратах производителей, которые начали повышать отпускные оптовые цены. Второй фактор — введение обязательной маркировки для разных категорий товаров (это прибавило к ценам примерно 0,5-1% в зависимости от категории товара). И третье - сильный рост мировых цен на зерно, из-за чего в РФ выросла стоимость хлеба, муки, кондитерских изделий, макаронных изделий и круп».
Если разбирать по конкретным категориям, то по состоянию на конец ноября можно костаировать: фрукты и овощи подорожали не существенно - сказывается наличие сезонной продукции в российских магазинах после снятия урожая. Но это касается исключительно российской продукции, плодоовощной импорт стал существенно дороже. Если морковь, картофель, капуста выросли в цене в среднем на 1,5-5%, то из-за девальвации рубля апельсины мандарины, лимоны, виноград, бананы подорожали на 10-12%. Сыр отечественного производства вырос в среднем на 10%, импортный — на 15-20%. Мясо (свинина, говядина) подорожало на 5-7%, стоимость птицы почти не изменилась, но к новому году взлететь на 10% (скажется подорожание кормов, ведь пшеница в РФ прибавила в цене почти 30%). Колбасы и сосиски показали рост на 7-9%. Красная рыба и икра уже выросли в цене на 20%, к новому году их стоимость может еще увеличиться – сказывается снижение улова в этом году.
Серьезно подорожает спиртное в связи с увеличением акцизов. Приказом Минфина, минимальные розничные цены на алкоголь поднимут с 1 января, в том числе на шампанское и игристые вина — на 5 руб, со 164 до 169 руб за 0,75 л, а минимальную цену водки - на 5,7% до 243 руб.
«Подорожание самых дешёвых бутылок — незначительное, происходит едва ли не ежегодно, но обычно «эффектом домино» тянет за собой вверх и ценники на всю остальную линейку алкоголя. Однако это ждёт нас уже после Новогодней ночи, и на стоимости выпивки к праздничному столу сказаться эти меры не успеют, — говорит шеф-аналитик «ТелеТрейд» Пётр Пушкарёв. — Понимая это, покупать алкоголь народ будет заблаговременно, на все праздники».
Пока заметно не подорожали и импортные вина, вопреки взлетевшему выше 90 рублей курсу евро, который мог бы сыграть здесь с ценами злую шутку — однако всех выручают старые складские запасы которые, впрочем, вот-вот закончатся.
Если говорить о знаменитом «индексе оливье», оценивающем динамику стоимости инградиентов этого салата, то он, по прогнозам Пушкарёва, не сильно вырастет – будет где-то на 3-4% выше, чем в 2019 году.
«Российские поставщики продуктов и рады бы повыше задрать цены на майонез или огурчики, ведь они тоже люди и хотят купить членам своих семей разные дорожающие под новый год подарки. У всех производителей выросли издержки, которые связаны больше даже не с поднимающимися закупочными ценами на яйца, сахар или муку, а с долговой, кредитной нагрузкой на агрохозяйства, с ростом транспортных издержек, при том что обороты повсеместно упали. Но торговые сети просто не согласятся сейчас закупать продукты по слишком дорогим оптовым ценам: не то время», — отметил аналитик в беседе с «МК».
Действительно, торговые сети просто не имеют возможности поднимать цены выше планки в 5-7%, так как этот естественный «потолок» сегодня ограничен крайне невысокими финансовыми возможностями среднестатистического российского покупателя. Для торговых сетей же важнее сохранять обороты, чем пытаться делать навар на малом объёме проданных по сверхдорогим ценам товаров.
До Нового года крупные ритейлеры ввели мораторий для поставщиков на рост цен — сети сдерживают цены, так как опасаются сильного падения спроса, ведь доходы россиян уже серьезно снизились в этом году. Но после Нового года, когда пройдет сезон высоких продаж в рознице, цены начнут снова повышаться — ритейлеры не смогут их и дальше сдерживать.
«В среднем, праздничный стол может стать дороже на 10-12% по сравнению с прошлогодним, что вполне соответствует реальной, а не «бумажной» инфляции, — рассказала старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. — Существенно дороже может стать алкоголь за счет грядущего повышения акцизов, под новый год подорожает мясо-молочный ассортимент. Красная икра обычно и так дорожает к праздникам — продавцы поднимают цены в ожидании активного спроса, здесь может быть увеличение цены на 7-10%».
Артем Деев настроен менее оптимистично. По его прогнозам, может получиться что продуктовая корзина к новогоднему столу вырастет в среднем на 30-50% и составит около 13-15 тысяч рублей. Даже при том, что россияне стали экономить и переходят на потребление более дешевых продуктов.
«Для того чтобы сэкономить, алкоголь лучше выбрать отечественный, чтобы не испугаться новых ценников на импортный из-за ослабления курса рубля. При этом запастись им заранее, поскольку с первого января 2021 года минимальные розничные цены на коньяк и игристые вина возрастут, — советует председатель правления КПК «Обновление» Михаил Дорофеев. — Для тех, кто не представляет праздник без сладкого, придется подготовиться к большим тратам — рост цен на сахар-песок, основной компонент всех десертов, за последний год составил почти 40%. Шоколад, кофе, чай — также стали дороже из-за роста цен на мировых рынках вследствие влияния пандемии COVID-19».
По словам экспертов, в целом россияне, вероятно, попытаются сократить новогодние траты за счет уменьшения наименований продуктов и перехода от более раскрученных брендов к менее известным. Таким образом, по мнению аналитиков, можно уменьшить стоимость новогоднего стола на 5-7%. Но некоторые граждане не будут даже пытаться снизить траты: год был тяжелый, каким будет следующий — никто не знает, нужно ощущение праздника хотя бы с 31-го на 1-ое.