Организатором экспедиции также выступил негосударственный институт развития «Иннопрактика». Основной целью проекта был отбор керна – ценного каменного материала, который служит прямым источником геологической информации. Эти новейшие данные необходимы для определения возраста (стратификации), состава и условий формирования пород арктического шельфа. Участники экспедиции пробурили десять скважин, первых в Северо-Карском бассейне и самых северных на шельфе России. Их глубина – от 40 до 90 метров, при глубине моря от 120 до 250 метров. Сложность заключалась в том, что более 90% всего объема работ пришлось на скальные и полускальные породы. Выполнить эту крайне непростую задачу помогли специальные долота, позволившие не только разбуривать скважины, но и отбирать керн, которого в итоге было получено 6,5 тонны. Оперативное сопровождение работ в режиме реального времени велось на воде и суше, отслеживались гидрометеорологические и ледовые условия и многие другие параметры.
Сейчас отобранный керн (его возраст – от 300 до 500 млн лет) изучается в лаборатории геологического факультета МГУ им. Ломоносова. По итогам исследования будет составлена достоверная модель Северо-Карского региона. «Мы выполняем роль медиатора между наукой и бизнесом, формируем уникальные коллективы для проведения работ в Арктике, потенциал которых очень велик», – заметил в ходе онлайн-брифинга Владимир Лакеев, директор по исследованиям и разработкам компании «Иннопрактика».
«Роснефть» осуществляет обширную исследовательскую программу в арктическом регионе с 2012 года. Проведено около 30 научных экспедиций, – напомнил Александр Пашали, директор департамента научно-технического развития и инноваций ПАО «НК «Роснефть». По его словам, проведенные в этом году работы в перспективной Северо-Карской области позволят существенно повысить эффективность поисково-разведывательного бурения. Компания рассчитывает продолжить начатое в следующем году в еще более тяжелых условиях Восточной Арктики. Эти работы помогают лучше оценить как геологическое строение самых северных лицензионных участков компании, так и основные особенности их животного и растительного мира. В частности, отметил Пашали, давними объектами исследования (равно как охраны и восстановления популяции в рамках нацпроекта «Экология») «Роснефти» являются белый медведь, морж, дикий северный олень, а с этого года – белая чайка. Эти животные играют роль ключевых индикаторов современного состояния и устойчивости арктических экосистем.
Проект «Роснефти» был бы нереализуем, не располагай компания всеми необходимыми технологиями и инструментами. Никогда прежде стратиграфическое бурение не велось на российском шельфе. Норвегия, например, имеет на своем шельфе уже более 150 скважин такого рода, говорит Борис Шумский, директор по проектам на шельфе АО «Росгеология». В 2017–2018 годах было восстановлено и реконструировано буровое судно, построенное в 1986 году в Финляндии и предназначенное для бурения инженерно-геологических и технических скважин. Сегодня «Бавенит», рассказывает Шумский, – это практически новое судно, оснащенное системой динамического позиционирования, буровым комплексом с вышкой высотой 26 метров и грузоподъемностью до 60 тонн, выдерживающее волнение моря до пяти баллов. Оно способно выполнять задачи при глубине воды до километра и бурить скважины на глубину до 500 метров.
В текущем году «Роснефть» (в рамках совместного с институтом «Инннопрактика» и биофаком МГУ научного проекта) продолжила разрабатывать беспрецедентный микробный препарат для эффективной и безопасной утилизации нефтяных загрязнений. Особенность его в том, что он работает не только при низких, но и при отрицательных температурах. Препарат состоит из микроорганизмов, способных выживать и даже размножаться в арктическом климате и потреблять углеводороды в качестве единственного источника питания. Еще одно его преимущество – удобство для оперативного применения в рамках ликвидации разливов нефти, благодаря гранулированной форме. Защитная оболочка гранул – это нерастворимые в воде, но разъедаемые нефтью соединения.
«Таким образом, – поясняет Артем Исаченко, главный специалист отдела экологических технологий «Арктический научно-проектный центр шельфовых разработок», – обеспечивается целевая активация препарата и максимально эффективный его расход. – А вообще, чтобы найти нужные нам, правильные бактерии, мы отбирали пробы в ходе нескольких арктических экспедиций, всего набралось более 300 образцов. Это продукт природы, мы не занимались генетическим модифицированием».
Согласно статистике, основная масса нефтепродуктов поступает в морские воды в виде мелких и, как правило, незаметных разливов. Это так называемые хронические загрязнения, связанные с хозяйственной деятельностью человека, и прежде всего с транспортной инфраструктурой. Одним из решений этой глобальной экологической проблемы как раз и призваны стать препараты, аналогичные тому, что создаются в России. Работы планируется завершить до конца 2023 года: опытно-промышленная партия будет опробована в реальных условиях.
«Роснефть» вместе со своими партнерами по освоению Арктики и ее природных закромов идут непроторенными тропами. Сегодня, когда практически все крупные месторождения углеводородов на суше открыты, очень многие аналитики сходятся во мнении: будущее нефтедобычи находится на континентальном шельфе Мирового океана. Российский шельф (не только арктический, но и дальневосточный, а также южных морей) имеет самую большую на планете протяженность – свыше 6 млн километров, а «Роснефть» является крупнейшим держателем лицензий на участки континентального шельфа РФ. При этом освоению шельфа северных морей компания отдает абсолютное предпочтение. И не зря: по своему потенциалу его осадочные бассейны сравнимы с основными нефтегазоносными регионами мира. По оценкам специалистов, к 2050 году Арктика будет обеспечивать от 20 до 30% всей отечественной нефтедобычи.