В России планируют обязать судовладельцев платить сбор за прохождение водных маршрутов, которые нуждаются в масштабном ремонте. О какой сумме может идти речь, Пошивай не уточнил, однако отметил, что взимание платы обоснованно, так как модернизация позволит компаниям нарастить прибыль за счет увеличения объемов грузовых перевозок.
«Плата должна взиматься за конкурентную услугу, которая предоставляется судовладельцам. Поэтому мы предполагаем, что на первоначальном этапе плату введем там, где у нас будут производиться большие масштабные работы по строительству гидротехнических сооружений и улучшатся условия судоходства», — сообщил глава Росморречфлота в ходе форума «Транспортная неделя-2020».
Отметим, что еще 40 лет назад на речной флот России приходилось почти 20% всех грузоперевозок. Сейчас отрасль фактически деградировала: перевозки за 40 лет сократились почти в 5,5 раза. Почти 60% в возрастной структуре речных и озерных судов в России составляют произведенные за период 1970–1989 годов судна. Это же касается и речной инфраструктуры. Проблема модернизации действительно назрела, так как дальнейшее ухудшение состояния гидроузлов, судового хода и других технических параметров напрямую сказывается на прибыльности водных грузоперевозок. Но возникает вопрос: кто должен за это платить?
Государство собирает налоги, в том числе и на модернизацию внутренних водных путей, уже сейчас, рассказывает зампред Евразийского банка развития, экс-глава Росрыболовства Андрей Крайний. По его мнению, вводить еще какие-то прямые или косвенные налоги или платежи означает только то, что власти не могут грамотно распорядиться теми деньгами, которые уже собрали с налогоплательщиков. Речь о неэффективном расходовании бюджетных средств.
«По аналогии с этой историей можно ввести налог на воздух, на собирание грибов, ягод. Росморречфлот просто не может распорядиться теми деньгами, которые у них есть (только за портовские услуги — около 20 млрд рублей в год), и хочет переложить ответственность на пользователей. Это непрофессионально и вызывает только напряжение в отрасли. Бизнесу и так сейчас нелегко, а новый сбор рискует вовсе задушить отрасль, но в таком случае никаких денег на модернизацию инфраструктуры государство вообще не получит», — подчеркивает собеседник «МК».
Предложение Александра Пошивая нельзя сравнивать с системой проезда автомобилей по платным дорогам. У водителей всегда есть выбор: остановиться перед шлагбаумом и оплатить проезд по платному участку дороги или выбрать бесплатный маршрут. В случае с внутренними водными путями альтернативы у судов не будет. Судовладельцам придется либо платить, либо свернуть свою деятельность.
Между тем на сегодняшний день перевозки груза судном остаются пока одним из самых дешевых видов грузоперевозок. И все из-за того, что речной транспорт имеет довольно высокую провозную способность за счет большой грузоподъемности. Но это только пока. С каждым годом статус-кво меняется не в пользу водного транспорта (проходимость гидроузлов падает, глубина фарватера уменьшается и т.д.), и чтобы не потерять отрасль из-за банальной экономической нецелесообразности, нужно вкладываться в ее развитие немедленно, подчеркивает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. «В конечном счете вся эта модернизация должна будет повысить прибыльность грузоперевозок по реке примерно на 20%», — говорит она. По словам эксперта, ради такой прибыли бизнес будет готов заплатить новые издержки, так как в отличие от стран Запада нашим судоходным компаниям на прямую государственную поддержку рассчитывать не приходится.