То, что на прошлой неделе было лишь слухами, на этой — подтвердилось. На заседании правительства премьер Михаил Мишустин объявил о реформе институтов управления и назвал ее предварительные параметры. Планируется ликвидировать восемь структур. Ожидается, что будут упразднены организации, отвечающие за развитие Дальнего Востока: Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике, Фонд развития Дальнего Востока и Арктики и Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта. Часть их функций перейдут к ВЭБ.
К профильным министерствам перетекут функции Фонда развития моногородов, госкомпании по управлению особыми экономическими зонами, Российского фонда развития информационных технологий, «Росинфокоминвеста» и Агентства по технологическому развитию.
Мишустин пообещал создать инвестиционное направление под управлением госкорпорации ВЭБ.PФ, в которое войдут корпорация «МСП», Российский экспортный центр, Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, Фонд развития промышленности, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд инфраструктурных и образовательных программ, а также «Сколково» и «Роснано».
Компании со схожими функциями объединят. В частности, такая участь ждет Государственную транспортную лизинговую компанию и «ВЭБ-Лизинг».
В новой структуре сохранятся Росатом, Роскосмос, Ростех, Росавтодор, Росагролизинг, Россельхозбанк, Агентство по страхованию вкладов, Российский экологический оператор, ДОМ.РФ, Корпорация развития Дальнего Востока и Корпорация развития Северного Кавказа.
«Основная цель реформы институтов развития и административной реформы в целом состоит в том, чтобы создать единые механизмы управления институтами, устранить пересечения их функций с органами власти и коммерческими компаниями, которые достигают до 30% от функционала, а также увязать цели институтов с целями нацпроектов, — объясняет заведующий кафедрой государственного и муниципального управления РЭУ им. Г.В.Плеханова Руслан Абрамов. — Помимо этого повышается централизация управления и ее унификация. Иными словами, усиливается контроль за расходованием средств, что премьер реализовывал в рамках своей предыдущей должности в ФНС. Если хотите, это некий этап перехода к государственному капитализму». По словам эксперта, реформа решает и ряд важных задач в период пандемии. Среди них — оптимизация бюджетных расходов.
Ведущий эксперт Института современного развития Никита Масленников усомнился в том, что оптимизация поможет сэкономить бюджету большие суммы. «Лучшая экономия — это повышение эффективности. И тут возникает вопрос эффективности новой системы. Недостаточно просто «поселить» институты под крылом ВЭБа. Нужно подправлять законодательство, менять финансовые и инвестиционные схемы. Пока мы видим лишь перестановку слагаемых — чистая арифметика, а алгебры не получается. Но главное, что «тележка поехала». Потому что терпеть царство волюнтаристской неэффективности с разрастанием институтов дальше было невозможно», — заметил наш собеседник.
Какова же будет судьба руководителей институтов развития? Среди них — фигуры значительные, например Анатолий Чубайс. «Вероятнее всего, какая-то часть топ-менеджмента и более мелкого звена сменится, но какая-то останется. Если конкретный чиновник показал себя как эффективный менеджер, то ему однозначно будут предложены государственные должности», — предположил Руслан Абрамов.