Революционным предложением разродились Общественная палата РФ, Союз налогоплательщиков и Институт развития правового общества. Подакцизные продукты они назвали «необязательными для потребления» и намерены оградить россиян от поедания этой вредной пищи. Забота заботой, а потенциальные доходы бюджета от акцизов инициаторы уже пристроили: их предлагается использовать для профилактики неинфекционных заболеваний, например диабета.
Идея акциза на вредные продукты не нова. По крайней мере, газировку с завидной регулярностью предлагают обложить «налогом на вредность». Тут мы равняемся на другие страны: акциз на газированные напитки введен в Великобритании, некоторых штатах США, Мексике.
Но вот что примечательно: через год после введения акциза в Мексике подсчитали, что оплата налога на вредные продукты легла на беднейших граждан и в меньшей степени коснулась среднего класса и богачей. Оказалось, что нищие тратят более 11% своих доходов на подакцизные продукты, и именно с них бюджет содрал почти 64% этих налогов в бюджет. Более того, после введения акциза в стране закрылись 30 тысяч небольших магазинчиков, потому что под новый налог попала половина их ассортимента. Потеряли работу 600 тысяч человек. Стоит ли оно того?
Акциз — это налог на нежелательное потребление или роскошь. На какие товары действуют акцизы? На алкоголь, спирт, табак (это вредно), драгоценные металлы, автомобили, бензин (это роскошь). Но если вред спиртного и сигарет хотя бы неоспорим, то пельмени и тортики едва ли можно назвать продуктами-убийцами. По той же логике, в продуктах можно выделить «роскошные» и брать с них акциз: с икры, красной рыбы, сыра с плесенью.
Ограничивать акцизами потребление слишком соленого и сладкого — это какая-то лицемерная борьба с ветряными мельницами. Если человек привык к пересоленной пище, он будет сам пересаливать «здоровые» салаты, куриный бульон и паровые котлетки. Или на соль и сахар в чистом виде тоже акциз введем?
Если «налог на вредность» и установят (по опыту введения новых акцизов он будет в районе 10%), примерно на столько же подорожают продукты. Привыкшие к ним люди не перестанут их покупать: сложившуюся годами привычку не переломить тратой нескольких сотен рублей. Притом что доходы людей в коронакризис падают. Будет как в том анекдоте:
— Папа, водка подорожала. Ты теперь будешь меньше пить?
— Нет, сынок, ты теперь будешь меньше есть.Нет волшебной кнопки, которая вмиг оздоровит население.
И еще возмущает, что налоговую нагрузку у нас теперь повышают, прикрываясь высокой целью — выручить деньги на лечение больных. Подоходный налог в 15% для богатых пойдет на лечение детей с редкими заболеваниями, акциз на вредные продукты «записан» на диабетиков. Это популизм чистой воды. Бюджет — как водоем, он заполняется разными путями, и забрать оттуда только дождевую воду невозможно. Налоги тратят на текущие нужны, и надо четко понимать: нет никакой гарантии, что налог на газировку спасет хоть одному диабетику жизнь.