История нефтегазовых отношений России и Белоруссии богата на конфликты. Первое газовое обострение случилось в 2003 году, когда Белоруссия и «Газпром» договорились о сниженных ценах на газ взамен на создание совместного предприятия Минска и Москвы. Но соседи свои обязательства исполнять не спешили, хотя голубое топливо с дисконтом получали.
Следующая ссора случилась через три года. Лукашенко не устроили предложенные цены на газ, Россия заявила о прекращении поставок в соседнюю страну, а Белоруссия отказалась подписать договор о транзите в Европу по своей территории. РБ согласилась на условия договора за две минуты до конца срока.
Через год Белоруссия начала «маленькую торговую войну» с Россией из-за новых экспортных пошлин на нефть. Было несколько обострений из-за накопленных долгов за газ. Последняя ссора тянулась с 2018 по 2020 год, ее причиной стал налоговый маневр, из-за которого Белоруссия теряла около $330 млн в год. Первая половина текущего года вообще прошла под знаком непонимания между странами из-за энергетических вопросов. В январе Лукашенко заявлял: «Что касается газа, нас кинули — не вывели на равные (близкие с внутрироссийскими. — «МК») цены». В мае Батька возмущался тем, что Россия продает в Европу газ по $65–68 за 1 тыс. кубометров, а Белоруссии — за $127. Для пущей убедительности он даже заметил, что, мол, в год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне Германии Россия продает газ дешевле, чем братской Белоруссии.
Однако как только в РБ состоялись президентские выборы и протесты против их результатов, Лукашенко запел совсем по-другому. Еще бы: Россия осталась чуть ли не единственным союзником экономически и политически дестабилизированной Белоруссии. «Предъявы» в сторону РФ сменились дифирамбами. Из последнего от Лукашенко: «Президент России — молодец», «он порядочно поступил по отношению к Белоруссии», «мы никогда не предадим Россию»…
Подействовали ли слащавые речи или что-то иное, но страны «додружились» до того, что Россия согласилась передать Белоруссии технологии разработки вакцины против коронавируса и… нефтяное месторождение. О последнем российские СМИ почти не упоминали, а вот пресс-служба Лукашенко гордо рапортовала об этом сразу после телефонного разговора президентов. Цитата с официального сайта главы республики: «Президент Беларуси обратился к российскому коллеге с просьбой о возможном приобретении месторождения нефти на территории России. Владимир Путин эту идею поддержал. После проработки вопрос более детально будет обсужден во время ближайших переговоров».
Но о каком «приобретении» может идти речь, если Белоруссия фактически живет за счет кредитов России? Даже долги за газ РБ оплатила деньгами самой же России: недавно страна получила кредит от РФ через Евразийский фонд стабилизации и развития, организованный Россией и Казахстаном. Большая часть денег пойдет на уплату нефтегазовых долгов.
Так что нефтяное месторождение, скорее, отдадут Белоруссии в безвозмездное пользование. Но почему-то в ожидании столь ценного подарка у Лукашенко не срабатывает инстинкт самосохранения, и он снова «наезжает» на нашу страну — якобы мы ему газом торговать мешаем? Видимо, верит в свою полную безнаказанность.