Никита Масленников, ведущий эксперт Института современного развития, экономист: «Такую реформу давно пора было провести. О ее необходимости говорили весь прошлый год, понятно, что ее проведение затормозила пандемия. Вещь знаковая для того, чтобы общество почувствовало перемены в государственном управлении.
Первый шаг - это сокращение штатной численности. Главным образом, речь идет о внутренней структурной реорганизации министерств и ведомств. Прежде всего сокращение штата будет происходить за счет вакансий. Реформа — это серьезный тест для объявленной цифровизации госуправления. Первый квартал будущего года покажет, насколько правительство готово эффективно решать вопросы госуправления на основе цифровизации.
Реформа может дать серьезный толчок к перезагрузке тех проблем, которые не получается решить из года в год. Сейчас власти от слов перешли к делу. Это испытание и для премьера, и для правительства».
Алексей Кричевский, эксперт Академии управления финансами и инвестициями: «Постепенная цифровизация, внедрение искусственного интеллекта, формирование различных документов онлайн, оптимизация расходов на раздутый штат чиновников, чистка рядов от некомпетентных сотрудников и тех, кто устроился в госструктуры «по блату» — данная реформа подходит как под любой из этих доводов, так и под все сразу.
Мишустин — руководитель, который сделал из ФНС самое эффективное и продвинутое ведомство в России, за опытом внедрения новых технологий в нашу налоговую службу приезжали из многих стран мира. И есть определенная задача вывести на тот же уровень и другие государственные ведомства.
Причин беспокоиться за трудоустройство тех сотрудников, которые могут попасть под сокращения, нет — многие госкорпорации с удовольствием примут в штат людей с опытом работы в структурах государственной власти. А непосредственно ведомства избавятся от излишней нагрузки в виде людей, которых можно не держать на окладах.
Само собой, на фоне пандемии такие решения вкупе с временной отменой индексации зарплат в ряде структур могут не понравиться, но многие из подконтрольных Правительству ведомств давно нуждались и в реформировании, и чистке. И таким шагом Мишустин дает понять, что гайки в административной системе постепенно будут закручиваться, а спрос с чиновников будет возрастать, особенно в экономически сложный период».
Пётр Пушкарёв, шеф-аналитик ТелеТрейд: «Оптимизация коснётся в большей степени органы управления регионов, чем федеральные министерства. Напомню, ещё в прошлом году на самом верху, президентом Путиным, была поставлена задача повышать постепенно зарплату госчиновникам до конкурентного с бизнесом уровня, чтобы в госструктуры охотнее шли качественные кадры, а не мало что умеющие карьеристы. Без существенного сокращения количества чиновников пришлось бы выделить на это самое повышение зарплат только в ближайший год не менее 100 млрд руб.
Отсюда, полагаю, срочность принятия решения, чтобы не раздувать за счёт не самых производительных расходов бюджет, который только-только из-за кризиса пришлось по многим статьям урезать. Кроме того, решение сокращать штат чиновников реализовать на практике будет проще именно теперь, когда много учётно-контрольного функционала, взаимодействия везде стараются переложить на электронные платформы: процесс цифровизации управления вынужденно ускорится.
Придаст проведённое именно сейчас сокращение аппарата и дополнительный политический вес Михаилу Мишустину, которого некоторые по инерции воспринимают как технического премьера, а здесь он в полной мере проявит себя в глазах подчинённых как полноценный глава правительства с широкими полномочиями».
Анна Бодрова, старший аналитик ИАЦ «Альпари»: «Здесь очень важны нюансы: какие именно уровни чиновничьей геометрии кажутся власти избыточными? Куда планируется трудоустроить такую армию высвобожденных госслужащих высокого ранга? Не целесообразнее ли изменить стратегию работы чиновничьего аппарата вместо экономии финансов? От деталей тут напрямую зависит целое.
Очень хочется надеяться, что премьер Мишустин начнёт сокращать, в первую очередь, неэффективных чиновников. Хотя, конечно, вполне может быть, что инициатива заденет целые подразделения, работающие неэффективно. Сегодня в государственной системе управления как никогда важно реорганизовать и соединить нужные звеня, убрать лишние. У нас в системе управления масса дорогостоящих посредников в денежных потоках. Российский штат чиновников очень раздут, экономия на «белых воротничках» вполне может достичь 40-50 млрд руб. в год».