Вопрос о восстановлении индексации пенсий работающим пенсионерам, приостановленной в 2016 году, носит характер давний и скандальный. Право всех пенсионеров на индексацию даже было прописано в поправках в Конституцию. Однако, как выяснилось, это не означает автоматического решения вопроса. Как говорится, право есть, а денег нету. В октябре министр финансов России Антон Силуанов выступил против индексации. Министр счел несправедливым, то что люди получают и зарплату и индексируемую пенсию, и призвал сосредоточиться на поддержке неработающих пенсионеров, которые больше нуждаются в государственной помощи.
В результате в принятом в первом чтении проекте бюджета на 2021год и плановый период до 2023 года никой индексации работающим пенсионерам не заложено. Хотя еще в начале октября «Единая Россия» направила в правительство запрос с предложением восстановить индексацию. С аналогичным предложением также выступил глава фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов. А в Министерстве труда заверили, что уже начали прорабатывать возможные варианты. Но воз и ныне там, что и вызвало очередное обращение ФНПР к первым лицам государства. Кто прав в этом споре и есть ли шансы восстановить индексацию работающим пенсионерам на этот раз – с этими вопросами «МК» обратился к экспертам.
Никита МАСЛЕННИКОВ, руководитель проектов «Экономика и финансы» Института современного развития:
«В вопросе индексации пенсий работающим пенсионерам мои симпатии не на стороне Минфина. Считаю, что чиновники финансового ведомства, отказывая в такой индексации, смотрят на проблему слишком узко – только с позиций экономии для бюджета. Между тем, у нас индексация, согласно недавно принятым поправкам в Конституцию, гарантирована всем пенсионерам без исключения. Минфин же как-бы их делит на пенсионеров первого и второго сорта. Это вызывает естественное раздражение в обществе. Пенсия заработана предыдущим трудом, и Конституция ее гарантирует. А что уж человек делает на законно заработанной пенсии, по идее, государство не касается. Как говорится, хочу работаю – хочу не работаю, Но то, что я заработал раньше своим возрастом, трудом и стажем, вы мне обязаны дать – причем со всеми индексациями.
Нынешняя же позиция правительственных чиновников толкает работающих пенсионеров в серую зону, чтобы не терять свое, честно заработанное. Если не ошибаюсь, у нас еще год назад было порядка 10 млн работающих пенсионеров, сейчас - 7 с небольшим миллионов. Куда делись 2,5 миллиона? Вряд ли разом прекратили работу или ушли в мир иной. Гораздо вероятнее, что они переместились в «тень». Они вынуждены переходить на оплату «в конвертах», не платят налоги и социальные взносы. В результате эти деньги не поступают в Пенсионный фонд России, хотя могли бы. Как итог: трансферт из федерального бюджета в ПФР достигает уже 4 трлн рублей и все растет.
Так что ФНПР, по моему убеждению, правильно делает, что будирует вопрос об индексации. Впереди второе чтение бюджета на ближайшую трехлетку, намеченное на 24 ноября – еще можно успеть соответствующие поправки внести. Какова цена вопроса? Есть три сценария: индексировать все и всем разом, провести индексацию поэтапно и ограничится индексацией только за этот год. Самый дорогой вариант стоит триллион рублей, вряд ли правительство на него пойдет. А самый минимальный – 240 млрд. Изыскать такую сумму вполне реально, у нас только переходящие остатки бюджета на будущий год составят порядка триллиона. Вопрос только в политической воле правительства и Минфина».
Наталья МИЛЬЧАКОВА, заместитель руководителя ИАЦ «Альпари»:
«Полагаю, что индексации пенсий работающие пенсионеры в обозримом будущем не дождутся. Напомним, что ещё в мае текущего года независимые эксперты приводили в СМИ оценку, что на индексацию пенсий работающим пенсионерам в РФ должно расходоваться около 370 млрд рублей ежегодно. Такая сумма равняется всего 0,3% от ВВП, поэтому нельзя сказать, что государство её не потянет.
Но вопрос не в том, что для индексации пенсий работающим пенсионерам эту сумму нельзя найти, а в том, что её надо перераспределить, и какая-либо другая социальная группа не получит необходимых ей выплат, и тогда уже она, эта группа, будет считать себя обиженной. Государству важно исполнять обязательства ещё и по материнскому капиталу, поддержке семей с детьми, малоимущих семей, пособиям по безработице, которые в этом году в связи с кризисом и тяжёлой ситуацией на рынке труда были увеличены.
Не думаю, что Минфин против индексации пенсий работающим пенсионерам, просто министерство исполняет волю высших руководителей, которые, надо полагать, не хотят, чтобы из-за этой ситуации возникла социальная напряжённость в обществе. И их тоже можно понять. Так что не совсем правильно говорить, что работающим пенсионерам не индексируются пенсии из-за того, что Силуанов и его подчиненные - плохие.
Проблема в том, что у нас ВВП не настолько большой, как в странах G7, поэтому так остро стоят вопросы перераспределения национального богатства. Впрочем, если цена на нефть вернётся на уровень в $80-90 за баррель и останется там надолго, тогда этот вопрос может быть поднят вновь, и, возможно, что у работающих пенсионеров, которые доживут до того времени, будет намного больше шансов добиться заветной индексации».