Представители ВШЭ считают, что современное технологическое обеспечение, сосредоточенное в руках фискальных служб, «существенно ограничивает возможности бегства национального капитала и вывода денег отечественными юридическими и физическими лицами», поэтому государство получило в свое распоряжение новый ресурс «для более значительного повышения налогового бремени на неинвестируемые высокие личные доходы и на неинвестируемые свободные средства корпораций». ВШЭ предлагает увеличить подоходные фискальные сборы с тех, кто зарабатывает не менее 12-24 млн рублей в год до 20-24%, а налоги с прибыли нарастить до 30%.
Стоит отметить, что с будущего года россиянам впервые за два десятилетия придется отдавать свой гражданский долг государству в соответствии с прогрессивным механизмом налогообложения: для тех, кто ежегодно пополняет свой персональный бюджет более чем на 5 млн рублей, НДФЛ вырастет с 13% до 15%. Повышенная ставка коснется «активных» и «периодических» доходов населения: окладов, дивидендов и прибыли от игры на фондовой бирже, тогда как разовые доходы, в том числе, от продажи личного имущества, эти меры не затронут. Используя прогрессивную шкалу налогов в предстоящие три года, казна может пополниться более чем на 190 млрд рублей, которые можно будет направить на лечение детей с редкими заболеваниями — различного рода опухолями и злокачественными новообразованиями.
Безусловно, прогрессивная шкала налогообложения является положительным фактором для бюджета — такой формат фискальных сборов распространен по всему миру. «В большинстве развитых стран преобладает подобная система налогообложения доходов населения, — отмечает ведущий юрист компании Объединенный юридический центр «Парфенон» Павел Уткин. — Россия остается одним из немногих государств, где ставка этого налога остается фактически единой для всех. С учетом чувствительности этой темы для граждан можно ожидать, что предложения, схожие с озвученными в ВШЭ, будут приниматься последовательно и поэтапно с учетом предстоящих в 2021 году выборов в Госдуму и в 2024 году выборов президента».
Вместе с тем, в целом независимые эксперты неодобрительно воспринимают инициативу, которая содержится в отзыве ВШЭ на проект федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов. С одной стороны, как полагает исполнительный директор Klopenko Group Дмитрий Иванов, предложение является попыткой пустить накопления россиян в оборот, чтобы использовать эти средства для стабилизации экономической ситуации в стране. «Размер накоплений россиян «под подушкой» бьет очередные рекорды, чему способствует низкие ставки по депозитам, из-за которых рядовые клиенты не обладают возможностью для получения дохода с банковских вкладов. Кроме того, в условиях пандемии люди стараются экономить, создавая финансовый резерв на непредвиденный случай», — уверен аналитик.
Но для поддержки экономики, считают эксперты, государству, напротив, нужно снижать налоги как на граждан, так и на компании, а рост фискальной составляющей в период пандемии COVID-19 можно приравнять к вредительству. «С какой стати доходы физических и юридических лиц, с которых уже уплачены налоги, должны облагаться очередным сбором? Почему действительно сильный специалист в дефицитной отрасли, получая, безусловно, огромные по российским меркам 1,5-2 млн рублей в месяц, должен уплачивать дополнительный налог, при том, что он и так будет платить 15% НДФЛ с 2021 года?», — задается вопросом эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский.
В этой связи аналитики уверены, что рост налогов «для богатых» выльется в переход бухгалтерии отечественных организаций из «белого», в «серый» сегмент — уже сейчас, по оценке крупных рекрутинговых компаний, каждый десятый российский труженик получает оклад в конвертах — пандемия коронавируса вынудила отечественных работодателей существенно расширить «серый» сектор распределения заработных плат.
«Повышать налоги для богатых и успешных граждан — неплохо. Тем более, что люди сами готовы платить повышенный НДФЛ и налог на прибыль. Но нельзя доводить ситуацию до стадии маразма. «Раскулачивать» людей и бизнес только ради того, чтобы заткнуть дыры в бюджете, толком не вкладывая в реальные проекты, скорее выглядит попыткой чиновников сверстать собственную финансовую отчетность, тогда как к повышению уровня жизни действительно нуждающихся граждан подобные предложения не относятся», — отмечает эксперт.